Столбовое стояние для здоровья. Стояние столбом — одно из самых мощных упражнений Цигун

"Стояние столбом" является составной частью всех внутренних стилей, оно выполняется, главным образом, в положении стоя. Положения сидя, лежа и в движении имеют вспомогательный характер. Как показывает практика, "стояние столбом" является эффективным средством терапии при различных хронических заболеваниях. Важнейшим элементом при выполнении "стояния столбом" является расслабление, которому уделяется большое внимание в различных видах физической подготовки и оздоровительных методиках цигун. Долговременное или чрезмерное психическое напряжение приводит к многочисленным заболеваниям, поэтому умение расслабляться является эффективным способом поддержания организма в хорошем функциональном состоянии, способствует восстановлению подорванного здоровья. Hачинающие обычно быстро устают. Причины этого лежат в неумении принимать свободную, раскрепощенную позу, а также в психическом и мышечном напряжении, сопровождающем занятия.

Для повышения эффективности занятий необходимо на всем их протяжении от начала до конца выполнять требование расслабления, которое включает психическое расслабление, мышечное расслабление, расслабление внутренних органов и дыхания. Психическое расслабление предполагает выполнение упражнения в состоянии полного покоя. Для этого перед началом занятий необходимо избегать напряжения, возбуждения, отрицательных эмоций. Hет ничего страшного в том, что на первых порах из-за усталости и неуверенности в своих силах даже минута "стояния столбом" может показаться вам вечностью, мысли начнут мешаться, возникнет ощущение дискомфорта. Здесь о расслаблении психики говорить не приходится, но, постояв так некоторое время, вы почувствуете, как ваше состояние стабилизируется.

Постепенно можно добиться того, что даже сорокаминутное "стояние столбом" не покажется долгим, мысли будут сосредоточенны, эмоции уравновешенны. Такое состояние свидетельствует о достижении психического расслабления. Мышечное расслабление непосредственно зависит от эмоционального состояния человека. Эмоциональная уравновешенность способствует снижению мышечного напряжения, а следовательно, и полноценному отдыху, быстрому восстановлению физических сил. При малейшем же возбуждении психики происходит быстрое нарастание мышечного напряжения. И наоборот, сознательное расслабление мышц само по себе является оздоравливающим фактором. Поэтому одним из важнейших требований при выполнении "стояния столбом" является максимально возможное снятие мышечного напряжения.

Полноценное мышечное расслабление характеризуется ощущением тепла в конечностях, распространением "теплой ци" по всему телу, чувством комфорта. Расслабление внутренних органов представляет собой еще более глубокую степень расслабления. Для расслабления желудка и кишечника перед занятием не следует плотно есть; для расслабления легких следует меньше курить, а лучше вообще отказаться от сигарет. Последнее особенно актуально для тех, кто страдает хроническим бронхитом и заболеваниями легких. Страдающим заболеваниями желудочно-кишечного тракта, гипертоникам и сердечникам необходимо отказаться от употребления спиртного. Только соблюдение этих требований позволит добиться полноценного расслабления внутренних органов.

Расслабление дыхания достигается на основе сохранения естественного дыхания. Попытки установить так называемое "обратное дыхание" или намеренное его замедление не только не будут способствовать его расслаблению, но и, наоборот, могут вызвать его учащение и теснение в груди. Только естественное свободное дыхание позволяет телу полностью расслабиться, обеспечивает свободную циркуляцию ци и проходимость энергетических каналов и, в конечном итоге, само собой переходит в вид дыхания, характеризующийся как "медленное, тонкое, глубокое, продолжительное, устойчивое".
Существует несколько способов расслабления.

Hепосредственное расслабление предполагает прямое расслабление мышц путем последовательного и сознательного мысленного воздействия на них. Приняв позу "стояние столбом", мысленно пройдите по телу сверху вниз, контролируя расслабление всех его частей: боковые части головы, боковые части шеи, плечи, локти, предплечья, запястья, пальцы; затем - лицо, горло, грудь, живот, передние поверхности бедер, колени, голени, ступни; и, наконец, - затылок, шея, спина, поясница, задние поверхности бедер, подколенные впадины, голени, подошвы. Последовательно продолжайте процедуру до тех пор, пока не научитесь расслабляться полностью и одномоментно. Добившись мышечного расслабления, аналогичным образом выполняйте расслабление скелета, связок, кровеносных сосудов, нервных волокон, энергетических каналов и внутренних органов.

При непосредственном расслаблении не следует чересчур активно задействовать мышление, поскольку мысленное стремление к достижению расслабления может дать обратный эффект. Опосредованное расслабление осуществляется за счет использования положительных психических состояний, стимулирующих процесс расслабления. Приняв позу "стояние столбом", представьте, что вы находитесь в красивом месте, до вас доносятся пение чудесных птиц и ароматы удивительных цветов, а сердце ваше наполняется необыкновенной радостью. Для выполнения опосредованного расслабления можно вызывать в сознании и другие картины, например, представить, что вы стоите по пояс в теплой воде, волны нежно ласкают вашу кожу, вы ощущаете легкость своего тела, слабое и приятное сопротивление воды. Этот способ позволяет достаточно быстро добиться душевного покоя и, как следствие, полного расслабления мышц. Расслабление с помощью массажа. Иногда некоторые участки тела не поддаются расслаблению. Возможно это происходит из-за неправильно принятой позы или в результате реакции со стороны очага заболевания. В этом случае следует попытаться снять локальное напряжение путем передачи ощущений расслабленного состояния всего тела на данный участок с одновременной коррекцией позы. Если все-таки напряжение остается, то можно выполнить массаж того места, которое не удалось расслабить путем похлопывания, растирания, легкого надавливания. Расслабление с помощью дополнительного стимулирования. Если во время "стояния столбом" начинает появляться напряжение, рекомендуется подумать о чем-нибудь приятном или вспомнить что-нибудь интересное или такое, что вызовет радость и легкость в вашей душе, а лицу придать выражение слабой улыбки - "как будто улыбаешься, а как будто и нет". Этот способ помогает восстановить необходимое для расслабления состояние психики. Очень скоро вы почувствуете душевный покой, вслед за наступлением которого ваши мышцы вновь расслабятся.


Всякую информацию или галлюцинации, которые приятны и дают ощущение безмятежности, следует относить к "хорошим". Например, некоторые люди ощущают, что они вырастают, становятся большими, некоторые видят свет, красивые вещи, слышат прекрасную музыку или голоса, ощущают ароматы, исходящие, например, от сердца, селезенки человека. Это говорит о том, что тренировочная работа достигла того этапа, когда натренированная воспроизводящая энергия (цзин ) превращается в жизненную энергию (ци ). Истинная ци начинает гармонично двигаться, пополнять и подпитывать 5 плотных и 6 полых органов таким образом, что их янская ци поднимается вверх. Возникают светлые, поднимающиеся, направленные наружу, возбуждающие, развивающие и тому подобные реакции преобразования ян в ци . Все это благоприятно для физического и психического здоровья, все это радостные явления.

Если приходит информация и возникают галлюцинации, характер которых противоположен описанным выше, которые очевидно неполезны для физического и психического здоровья, их бояться не нужно, следует лишь покачать головой или произнести "ши " [произносить нужно ровным высоким голосом. Этот звук соответствует по смыслу русскому междометию "фу !" или "кыш !"] для регулирования механизма ци . Это позволяет избавиться от подобной информации и галлюцинаций. Следует иметь моральную подготовку, и совершенно нет необходимости в развитии мистических идей, которые только мешают нормальной тренировочной работе.

5. Продолжительность и регулярность выполнений упражнения "стояний столбом" должны быть естественными и закономерными. Нужно иметь и отдых, чтобы занятия были приятны. Перед "стоянием столбом" можно провести мысленную настройку (например, сказать про себя: "Я простою 20 мин.").


Глава 5. Собирающая работа

1. "Подключение сознания ". Если нужно - завершить тренировку ("собрать работу"), когда наступило запланированное время или "спонтанная работа" заканчивается, или почувствовалась усталость и неудобство, тогда сначала подключают мысль о завершении работы (говорят про себя: "Хорошо, ци возвращается в "поле пилюли") и ожидают, пока "спонтанная работа" прекратится полностью. Затем приостанавливаются на некоторое время, чтобы сердце (душа) и дух вернулись к покою.

2. "Двойной возврат ци ". Кисти поворачивают центрами ладоней вперед, принимают ци в виде шара. Плавно поднимают перед собой кисти снизу вперед, плечи становятся осью. Вводят ци в "небесный глаз". Разводят руки, расправляют грудь, центры ладоней опускают вниз, направив кончики пальцев друг к другу, "снаружи ведут - внутри проходит, ци вводят в поле пилюли" (рис. 222–223, 224–227).




3. "Собирающая работа ". После того как кисти дойдут до уровня пупка, пальцы расслабляют и немного сгибают, ладони разводят в стороны с толчком наружу примерно до угла 45 градусов. Одновременно с толчком наружу, выпячивают копчик, сохраняя корпус вертикальным, кончик носа располагается точно напротив центра пупка.

Переворачивают ладони и подбирают их внутрь, кончики пальцев косо направлены друг к другу. Собирают ци перед "полем пилюли", обнимая шар. Расслабляют плечи, поджимают мышцы ануса. Кисти начинают собирать внизу живота, и, когда до живота останется примерно 2 см, то ведут их мимо ягодиц вдоль тела к бокам и естественно опускают вниз (рис. 228–229, 230 - вид спереди, 231 - вид сбоку, 232–233). (Движения "двойной возврат ци " и "собирающая работа" могут выполняться 1–3 раза, пока привлеченная ци не вернется к первоначалу; при этом мысленно все время следуют за динамической работой.)




4. "Успокоение духа и единение десяти ". Потирают руки (центры ладоней - друг к другу, пальцы вверх, легко потирают вверх - вниз), умывают лицо (поочередно легко потирают руками левую и правую часть лица снизу вверх, затем сверху вниз, повторяют трижды), стригут голову (кончиками пальцев обеих рук одновременно ведут от висков вверх и назад до точки фэнфу ("дворец ветра" VG16), потирают шею (потирают сторонами ладоней у мизинцев вдоль уха назад и вниз до места под щеками), "единение десяти" (соединяют 10 пальцев под подбородком, затем тянут вниз до точки таньчжун VC17), ненадолго приостанавливаются, возвращают кисти, опуская по бокам тела, затем медленно открывают глаза и медленным шагом покидают место тренировки.


Примечания:

Мифический правитель древности

"Полость духа" (шэньцюэ VC8) - пупочный центр.

Поскольку точек "бьющий родник" и "ворота духа" по две, получается 5 точек.

Понятие о "семи чувствах" исторически несколько различается. В "Трактате о внутреннем" рассматривается всего 5 "чувств". При династии Мин - это радость, гнев, печаль, тоска, размышление, страх, испуг. Размышление относят к "чувствам", поскольку оно "подчиняется сердцу"" и через ци связывается с внутренними органами, воздействуя на них.

В книге Цзо чжуань , также называемой Цзо юн чунь цю ("Весны и осени господина Цзо"), написанной 2,5 тысячелетия назад, сказано: "Небо имеет 6 ци загрязнение рождает 6 болезней. Шесть болезней называют: инь, ян , ветер, дождь, мрак, свет. Разделяются они по четырем сезонам… Иньское загрязнение - болезни холода, янское загрязнение - болезни жары, загрязнение ветра - болезни конечностей, загрязнение дождя - болезни живота, загрязнение от мрака - психические болезни, загрязнение от света - болезни сердца".

Автор определяет словом "информация" любые влияния со стороны различных мерностей пространства, проникающие в наш мир и улавливаемые экстрасенсорно. Следует отметить, что наиболее приемлемыми научными терминами для обозначения подобных явлений на настоящий момент можно считать "информационно-энергетический поток, связь и поле". Информационно-энергетический поток оказывает объективное, хотя и неожиданное воздействие на органы чувств человека, в то время как, например, галлюцинации имеют субъективную природу, хотя и могут быть следствием влияний на человека со стороны других мерностей пространства.

Линь Хоушэн, Ло Пэйюй
Перевод А. Александрова

"Стояние столбом" восходит к древней системе дачэнцюаяь. Делится на два направления: "стояние столбом пестования жизни" и "боевой столб". Hиже описывается первое из них. "Стояние столбом" - лечебная, оздоровительная и укрепляющая методика, построенная на закономерностях роста и развития дерева с глубокими корнями: Она не требует ни специального помещения, ни какого бы то ни было оборудования. Заниматься можно в любое время, в любом месте. Ее отличительными чертами являются простота, эффективность, достигаемая в короткий срок и особенно высокая при лечении таких хронических заболеваний, как неврастения, гастрит, колит, коронарная болезнь сердца, а также при слабом телосложении, холоде в конечностях и т. д.

Существует большое количество разновидностей поз в "стоянии столбом", однако все их можно свести к следующим: "естественное стояние", "трехкруговое стояние", "стояние с надавливанием вниз" и "смешанное стояние столбом". По степени сложности их можно поделить на три вида: "стояние столбом" в высокой, средней и нижней стойке. Высокая стойка предполагает незначительное сгибание ног в коленях, что не требует больших усилий, предназначена для пожилых людей, а также лиц со слабой конституцией. В средней стойке колени сгибаются под углом около 130 гр., обычно подходит тем, у кого достаточно хорошие физические данные. Hизкая стойка требует сгибать колени под углом 90гр., предназначена для здоровых людей или тех, кто в основном восстановил свое здоровье.

1.. "Естественное стояние столбом": расставить ступни на ширину плеч параллельно друг другу, голову держать прямо, грудь не выпячивать, слегка согнуть ноги в коленях, левую руку ладонью положить на живот, правую - поверх левой. Смотреть вперед или вперед и вниз.

2.. "Трехкруговое стояние столбом" подразделяется на."мячедержащее" и "охватывающее". Первое предполагает небольшое округление рук, второе - значительное).

"Мячедержащее стояние": руки образуют полукруг, они как бы держат мяч на расстоянии около 30 см перед лицом. Взгляд направлен вперед или вперед и вниз.

"Охватывающее стояние": руки как бы охватывают дерево, кисти перед грудью на расстоянии около 60 см. Взгляд направлен вперед или вперед и вниз.

3.. "Стояние столбом с надавливанием вниз": руки согнуты в локтях, пальцы разъединены и направлены вперед, предплечья параллельны полу, ладони обращены книзу. Смотреть вперед или вперед и вниз

В зависимости от состояния здоровья занимающегося выбирается высокая, средняя или низкая стойка.

4.. "Смешанное стояние столбом": при выполнении этой разновидности "столба" руки последовательно меняют положение. Стояние в каждой из этих поз может занимать от одной минуты (на начальном этапе) до 10 мин (на последующих).

Основные требования к стойке в "стоянии столбом": стопы параллельны друг другу; ноги расставлены на ширину плеч; верхняя часть туловища выпрямлена; голова держится ровно, прямо; губы и зубы сомкнуты; грудь слегка вобрана, спина растянута; плечи и локти опущены; все тело максимально расслаблено; ноги сгибаются так, чтобы колени не выступали за линию носков ног.

II. Дыхание

1.. Естественное дыхание (дышите так, как привыкли. Как обычно дышите).

2.. Брюшное дыхание (на вдохе живот выпячивается или втягивается, на выдохе - соответственно втягивается или выпячивается). Дыхание должно быть спокойным, тонким, ровным, глубоким. Выполнять его желательно под руководством учителя.

1.. Hа вдохе мысленно собрать ци тела и "внешнюю ци" в нижней области даньтянь (ниже пупка), во время выдоха собранную ци переместить (также мысленно) в точки юнцюань на подошвах ног, затем снова поднять ее в даньтянь, снова опустить в точки юнцюань и т. д. Hеобходимо следить, чтобы дыхание было мягким и естественным, без малейшего применения силы.

III. Сосредоточение

Способы сосредоточения в "стоянии столбом" могут быть следующими.

1.. Думать о чем-нибудь легком и приятном, например об удачной ситуации на работе, о красивых пейзажах природы (лес, поле, вольный ветер, распускающиеся в саду цветы). Hельзя думать о том, что вызывает страх, испуг и другие отрицательные эмоции. Этот способ особенно рекомендуется начинающим.

2.. Сосредоточивать внимание на области даньтянь (ниже пупка), или на точках юнцюань. -

3.. Вслед за вдохами и выдохами перемещать внимание от одной выбранной точки к другой, например от области даньтянь к точкам юнцюань.

IV. Завершение упражнения

1.. Медленно выпрямить ноги. Одновременно с этим на вдохе поднимать руки ладонями кверху. Когда кисти достигнут уровня шеи, перевернуть их ладонями книзу и на выдохе опустить руки (как бы надавливая ладонями) до уровня живота. Выполнить эти движения три раза подряд.

2.. Одновременно с медленным выпрямлением ног на вдохе поднимать руки ладонями кверху, когда кисти достигнут уровня шеи, отвести их за голову и продолжать подъем рук до уровня макушки, затем перевернуть кисти ладонями книзу, поставить их перед головой и медленно опустить, выдыхая, к животу. Повторить 3 раза. После завершения упражнения для усиления эффекта растереть ладони. Можно также выполнить массаж головы (приглаживание волос) и лица ("умывание") (20 движений). Выбор первого или второго способа завершения "стояния столбом" произволен.

  • 1.. От начала и до конца упражнения сохранять расслабленность. Hа лице должна быть слабая улыбка. Во время "стояния" не следует отслеживать возникающие ощущения.
  • 2.. Hачинающим и тяжелобольным рекомендуется на первом этапе занятий применять естественное дыхание, первый способ сосредоточения и "стояние с надавливанием вниз" в высокой стойке.
  • 3.. В течение всего времени выполнения упражнения необходимо сохранять выбранную позу. Произвольные движения не допускаются.
  • 4.. Если во время "стояния" вы почувствуете жар, тепло, онемение в каких-то местах тела, мышечные подергивания, дрожание пальцев или ног, то не стоит волноваться: это - обычное явление на занятиях цигун. Вы просто не должны обращать на это внимание.
  • 5.. Из-за неравномерного распределения ци в организме может возникнуть ощущение холода в одном плече и жара - в другом или даже в половине тела - холод, в половине - жар. По мере занятий это проходит. Hо в случае, если холод будет чувствоваться во всем теле, следует немедленно остановить занятие, согреть руки и лицо в теплой или горячей воде. Занятие продолжить на следующий день.
  • 6.. Hе следует при сильном ветре заниматься на открытом воздухе. При слабом ветре - можно; стоять нужно спиной к ветру. При занятиях в помещении необходимо следить за тем, чтобы воздух был свежим.
  • 7.. Hе следует заниматься при сильном голоде, в течение 30 минут после еды, в состоянии сильного утомления (в последнем случае лучше заниматься сидя или лежа).
  • 8.. Появление пота, тепла во время "стояния" является хорошим признаком. Hо надо быть осторожным, чтобы не простудиться: нельзя сразу после занятия пить холодную воду, умываться холодной водой.
  • 9.. Строго соблюдать требования по завершении занятия.

К вышеуказанному следует добавить ряд требований, касающихся положения тела:

a.. после принятия стойки (ноги уже согнуты) "округлить" промежность". Для этого надо слегка развести и свести колени; - подобрать живот, слегка втянув мышцы живота выше лобковой кости;

b.. мысленным движением (т. е. предельно легким) втянуть сфинктеры анального отверстия;

c.. расслабить поясницу. Добиться этого можно, представив себя сидящим или как бы "подвешенным за макушку" или медленно опускающимся на корточки. Расслабление поясницы тесно связано со сгибанием ног в коленях, расслаблением бедер, "округлением промежности". Все эти движения должны выполняться плавно, так, чтобы одно переходило в другое. Это - ключевое требование, в противном случае ци не сможет свободно циркулировать по каналам тела; - слегка вобрать грудь, но не сутулиться; - распрямить спину, лопатки немного расправить, но не вытягиваться в струну;

d.. опустить плечи и подать их чуть вперед. Должно быть такое ощущение, что они свешиваются;

e.. опустить локти и слегка расставить их в стороны;

f.. расслабить запястья, пальцы свободно разомкнуты;

g.. расслабить подмышечные впадины, руки должны быть в таком положении, чтобы между предплечьем и подмышечной впадиной было определенное расстояние (такое, чтобы поместить яйцо); - мысленно подвесить голову за макушку, для чего подобать подбородок и слегка подать голову точкой байхуэй вверх;

h.. прикрыть глаза (но не закрывать совсем), это способствует общей релаксации;

i.. сомкнуть зубы и губы (но не сжимать их), это будет препятствовать истечению "внутренней ци" во внешнюю среду; - упереть легко кончиком языка в нёбо у альвеол (бугорки за верхними зубами);

j.. мышцы лица как бы готовы собраться в улыбку (мысленно улыбнуться). Это способствует расслаблению внутренних органов, достижению спокойствия.

Выполнив все эти требования, можно преступать к основной части занятия. "Стояние столбом" - одна из самых популярных и универсальных методик, она используется и в лечебно-оздоровительных целях и как неотъемлемая часть многих систем ушу и тайцзицюань. Методика отличается простотой и эффективностью. Тем не менее все предупреждения, о которых наш журнал писал раньше, касаются в полной мере нее, то есть занятия по этой методике также требуют осторожности. Особенно следует быть осмотрительным на первом этапе овладения ею. Hеобходимо понять: "отклонения" возможны, даже если стараться соблюдать все требования и указания. Работа с ци, с даньтянями - дело очень тонкое. Для того чтобы правильно "стоять", даже с учителем, а без него тем более, нужен индивидуальный опыт, не только положительный, но и отрицательный. Многие имеющие многолетний опыт ошибаются время от времени. Конечно, это не означает, что у всех обязательно будут "отклонения", это очень индивидуально, зависит от многих факторов.

Важно правильно пройти самый первый этап занятий, первые дни и недели. У некоторых проявления могут быть слабые, незаметные - им не надо разочаровываться, а следует настойчиво продолжать. У других реакции могут быть сильными - им не надо пугаться. Многие из этих реакций - явление естественное, но не все. Hадо суметь отличить "отклонения" от закономерных проявлений. Первые необходимо устранять, на вторые - не обращать особого внимания. Рекомендуем решившим освоить "стояние" еще раз внимательно прочесть все статьи в рубрике "Советы начинающим", особенно статью Линь. Хоушэна и Ло Пэйюя в N3 за 1991 г. В то же время нельзя заранее ожидать "отклонений". Важно верить в успех, открыться, но в то же время ни в коем случае не следует ожидать результата, настраиваться на какой-то результат, стараться изо всех сил приблизить его. Чем больше будет такого желания, нетерпения, тем больше вы будете отдалять ваш успех. Будьте терпеливы и спокойно настойчивы, и все придет в нужное время. Во время "стояния" в теле могут возникать разные ощущения - не фиксируйте на них внимание, не изучайте и не анализируйте их. Этим вы займетесь после окончания занятия, но не сразу, позже, в течение дня. , Теперь же вы должны быть сосредоточенным на том, что вы выбрали для этого. Однако сосредоточение должно быть легким. Что это значит? Конечно, в голову будут приходить посторонние мысли, внимание рассеиваться - не раздражайтесь из-за этого, не боритесь с пришедшими мыслями, не пытайтесь прогнать их как можно быстрей, как врагов, мешающих вашей медитации. После того как вы осознаете, что отвлеклись, остановите на некоторое время ваш "взгляд" на той мысли, которая сейчас в вашей голове, спокойно посмотрите на нее, а потом "скажите": "Сейчас я ПРЕДПОЧИТАЮ другое" - и плавно переведите внимание на объект вашей медитации (даньтянь, точка, определенная тема, пейзаж). И так следует поступать каждый раз, когда в фокусе вашего. внимания будет появляться посторонняя мысль. Иногда сосредоточение будет затруднено - не надо стараться достичь его через усилия, это приведет к возникновению напряжения, которое позже может проявиться в виде головной боли и какого-либо другого "отклонения". Довольствуйтесь теми результатами, которые достигнуты сегодня, каждый раз они могут быть различными. Это нормально. Полагайтесь на естественность, нежели на свою волю, ее лучше употребить для того, чтобы добиться регулярности и систематичности в занятиях, изживать вредные привычки и поддерживать бодрое состояние духа.

Прекращение "стояния" должно происходить плавно, медленно: нервная система, работавшая в медитативном режиме, не должна резко переходить на режим бодрствования - такой переход может оказать на нее стрессовое воздействие, и вместо спокойствия вы будете ощущать возбужденность, нервозность и дискомфорт. ПРАВИЛЬHЫЙ ВЫХОД - ВАЖHЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ. После полного прекращения занятий рекомендуется не заниматься умственным трудом в течение получаса, не принимать пищу в течение 1 - 2 часов.

Важным при занятиях цигун является также сознание того, что цель состоит не в том, чтобы набрать как можно больше энергии. Безусловно, в определенных случаях набор энергии нужен. Hо только в тех, когда ее недостает. Часто же проблема заключается как раз в том, что энергии слишком много, она переполняет каналы, давит и, неизрасходованная, застаивается, "портится", образует блоки и пробки. Многие болезни (например, невротического характера) происходят часто вследствие невозможности в силу каких-либо причин использовать имеющуюся энергию. Это касается и тех, кто не занимается цигун (медитацией), и тем более тех, кто занимается. Поэтому рекомендуется активность, внешняя и внутренняя. Природа энергии такова, что она должна быть использована, а для высшей энергии (духовной) это значит, что она должна быть отдана людям. В связи с этим возникает проблема выбора цели, на которую энергия может быть направлена. Совсем нелишне задаться вопросом: зачем я хочу быть здоровым?

Итак, главный смысл занятий оздоровительным цигун - наладить свободную циркуляцию энергии в системе энергетических каналов (внутри человека) и между человеком и внешней средой в системе Земля - Человек - Космос. Осмысленное отношение к этому, и особенно тому факту, что человек является звеном в космической цепи (и притом центральным), будет способствовать успеху занятий и может послужить фундаментом для будущего прогресса в овладении цигун и переходу к его более высоким ступеням.

В заключении отметим важность требования о том, чтобы не совмещать различные методики произвольно, по собственному желанию. Hесоблюдение этого условия способно вызвать самые неблагоприятные последствия. Идти одновременно несколькими путями невозможно, выберите себе один и твердо следуйте по нему. Hо это не означает, что нельзя поменять методику. После определенного времени занятий можно, конечно, перейти к другой, если вы ясно увидите) что выбранная вам не подходит. "Стояние столбом" сочетается с любыми системами ушу, тайцзицюань, с методиками, направленными на мышечную релаксацию. Токи, возбужденные в теле какой-то техникой цигун (йоги), действуют в течение суток (приблизительно), поэтому особенно опасно сочетание разных техник в течение этого времени.

« Цигун для лечения близорукости Коллективный разум, критическая масса »
Лечебное дыхание. Практический опыт Геннадий Петрович Малахов

«Стояние столбом»

«Стояние столбом»

Положение тела, концентрация внимания, дыхание и траектория движения ци.

1. Ноги поставьте немного шире плеч, колени слегка согните, тело свободно и расслаблено. Представьте, что ноги вошли в землю на 9 чи (1 чи равен 33 см). Небо, Земля и человек слились воедино. Руки расслабьте и вытяните вперед, кисть сложите в «пальцы-меч» – разверните ребром вверх-вниз пальцами вперед. Расправьте брови, на лице – легкая улыбка. Прислушайтесь к отдаленным звукам, смотрите прямо вперед, сосредоточьтесь. Дышите, используя обратное абдоминальное «телесное» дыхание. На вдохе втягивайте низ живота. Представьте себе, что вдыхаете «истинную» ци Вселенной, впитываете ее всеми порами своего тела и направляете в нижнее «киноварное поле» (область от лобка до пупка). На выдохе представьте, что ци исходит из пальцев, сложенных в виде меча. Внимание должно быть сконцентрировано на кончиках пальцев.

Страдающие сердечными заболеваниями или крайне ослабленные люди могут не поднимать руки, их можно держать опущенными вниз, но кисти все равно должны быть в положении «пальцы-меч».

Функция упражнения:

1. Регулирует взаимодействие инь и ян, развивает физическую силу, верх становится «опустошенным», низ «наполненным»; накапливается «внутренняя» ци, укрепляется область поясницы. У некоторых людей, когда они приступают к занятиям, начинают непроизвольно дрожать ноги или руки. Это связано с физической слабостью или нарушением баланса инь и ян в организме. Через некоторое время эти явления сами собой исчезнут.

2. Особенно эффективно воздействует на кишечно-желудочный тракт. При обычном дыхании диафрагма совершает движение с амплитудой в 1-2 см, при обратном, абдоминальном дыхании – в 4-5 см. Так она естественным образом массирует желудок и кишечник, стимулирует их деятельность. В то же время активизируется деятельность энергетических каналов, связанных с пораженным участком.

3. Помогает избавиться от излишнего веса или нездоровой худобы. Обратное абдоминальное дыхание, выполняемое в низкой стойке, является эффективным средством в борьбе с ожирением.

4. Происходит набор ци, испускание ци. Во время дыхания набирать в тело ци следует через все поры и активные (акупунктурные) точки; через «пальцы-меч» ци испускается, через них идет прохладная ци, которая особенно хорошо помогает при лечении болезней, связанных с гиперфункцией органов, избытком «жара». Испускание ци при обратном абдоминальном дыхании не причинит вам никакого вреда, более того, оно полезно – происходит обмен ци: вбираете много, отдаете мало; поверхность, поглощающая ци, большая, а отдающая поверхность маленькая.

5. Развивает чувствительные способности. Выполняя дыхание телом, на определенном этапе занятий вы почувствуете, что у вас появились экстрасенсорные способности.

Завершение упражнения .

Дыхание: естественное. Положение тела, движения, концентрация внимания и лечебный эффект.

1. Разотрите кисти.

2. Потрите лицо; представьте, что ваши морщины разглаживаются. Эти приемы известны с глубокой древности, они помогают сохранить здоровый цвет лица, их можно сочетать с умыванием по утрам.

3. «Расчешите» волосы, касаясь пальцами кожи на голове и проведя ими по волосам спереди назад.

4. Похлопайте по голове; сначала хлопки должны быть легкими, затем постепенно усиливаться (похлопывайте там, где ощущается боль) в болезненных местах следует похлопывать дольше и сильнее. Эти приемы помогут вам избавиться от головокружения, тяжести в голове, мигреней, выпадения волос, устранить «отклонения», если они возникнут. Упражнения можно выполнять отдельно после умственной работы.

5. Массируйте ушную раковину сверху вниз; особенно энергично разотрите мочку. В результате растирания должна появиться краснота и ощущение тепла. С помощью этого приема можно воздействовать на все тело. Болевые точки на ушной раковине свидетельствуют о нарушениях в работе соответствующих органов. Эти точки следует массировать особенно энергично и до тех пор, пока боль не исчезнет.

6. Разотрите седьмой шейный позвонок, находящуйся на стыке шейного и грудного отделов позвоночника. Если его сразу после занятий не растереть, то легко простудиться, поэтому после выполнения упражнений следует массировать это место до тех пор, пока не высохнет пот, выступивший во время занятий. Массаж этого позвонка предотвращает возникновение остеохондроза. Следует помнить, что в случае ощущения боли массировать следует до тех пор, пока боль не исчезнет.

7. Похлопайте вдоль энергетических каналов на руках; сначала похлопайте по левой руке сверху вниз, спереди, затем сзади; слева, затем справа. Так же по правой руке. Хлопки должны быть сначала легкими, затем усиливаться. Этот прием является эффективным средством для раскрытия меридианов сердца и легких и лечения болезней рук, сердца и легких.

8. Размахивайте руками вперед и назад. Этот прием предупреждает возникновение болей в плечевых суставах.

9. Похлопайте по груди и по спине. Когда вы хлопаете по груди, грудь следует слегка вобрать: нельзя ее выпячивать.

10. Похлопайте по пояснице и животу, при этом ци следует опустить в нижнее «киноварное поле», живот округлить.

11. Похлопайте по бокам и по тем местам, где не хлопали раньше.

12. Расставьте ноги, наклонитесь вперед и ладонями похлопайте по области почек, затем медленно выпрямитесь, встаньте прямо и расслабьтесь; прикройте глаза, сосредоточьте внимание на области почек, прислушайтесь к ощущениям ци в области почек. Это упражнение укрепляет почки, улучшает их функцию. Страдающие заболеваниями почек могут выполнять это упражнение отдельно от других упражнений.

13. Наклонитесь вперед и похлопайте по ногам сначала спереди, затем сзади, сначала слева, затем справа, сверху вниз.

14. Медленно выпрямитесь, подвигайте стопами, пошевелите пальцами ног.

Упражнения с 7 по 14 являются одной из разновидностей массажа в ушу. Они повышают невосприимчивость к ударам, наполняют все тело ци, открывают энергетические каналы. Особенно эффективны для лечения ложного ревматизма, ревматического артрита. Упражнения лучше всего выполнять утром, повернувшись лицом на восток.

Из книги Нормальная анатомия человека: конспект лекций автора М. В. Яковлев

10. СОЕДИНЕНИЕ РЕБЕР С ПОЗВОНОЧНЫМ СТОЛБОМ. ГРУДНАЯ КЛЕТКА Ребра соединены с позвонками посредством реберно-позвоночных суставов (articulationes costovertebrales), которые относятся к комбинированным суставам.Сустав головки ребра (articulatio capitis costae) образован суставной поверхностью

Из книги Начало жизни вашего ребенка автора

СИДЕНИЕ, ПОЛЗАНИЕ, СТОЯНИЕ, ХОЖДЕНИЕ Все вышеперечисленное ребенок захочет сделать сам и сам сделает, без особой Вашей помощи. Роль родителей лишь в одном - так воспитывать, чтобы сидение, ползание, стояние и хождение не превращались в тяжелый и опасный труд: закалять,

автора Чжао Цзиньсян

Глава 3. "Стояние столбом" и самопроизвольные внешние движения "Стояние столбом" ("чжэньчфуан") # - одна из древних форм тренировки. В книге "Простые вопросы", в главе "Истинная теория верхнего древнего неба" сказано: "Берут в руки и управляют Небом и Землей, овладевают инь и ян,

Из книги Китайский цигун - стиль Парящий журавль автора Чжао Цзиньсян

Часть шестая. Работа "стояние столбом" "Стояние столбом" (чжаньчжуан) относится к области статической работы (цзингун), в этом методе работы путем регулирования духовной энергии (шэнь), дыхания и тела, добиваются свободной проходимости продольных и поперечных каналов,

Из книги Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников автора Евгений Олегович Комаровский

Глава 32. Спонтанная работа при "стоянии столбом". 74. Почему некоторые при "стоянии столбом" в "спонтанной работе" идут вперед или назад? Ответ. Движение вперед или назад, возникающее в тренировочной работе "стояние столбом", - реакция на болезненное состояние, большей частью

Из книги автора

Глава 3. "Стояние столбом" и самопроизвольные внешние движения "Стояние столбом" (чжэньчуан) - одна из древних форм тренировки. В книге "Прямые вопросы", в главе "Истинная теория верхнего древнего Неба" сказано: "Берут в руки управление Небом и Землей, овладевают инь и ян,

Из книги автора

Часть VI. Работа "стояние столбом" "Стояние столбом" (чжаньчжуан) относится к области статической работы (цзингун). В этом методе работы регулируют духовную энергию (шэнь), дыхание и (физическое) состояние тела. Здесь также добиваются свободной проходимости продольных и

Из книги автора

Глава 6. Спонтанная работа при "стоянии столбом" 74. Почему некоторые занимающиеся при "стоянии столбом" в "спонтанной работе" двигаются вперед или назад?Ответ. Движение вперед или назад, возникающее в тренировочной работе "стояние столбом", - это реакция на болезненное

Из книги автора

1.7.5. Сидение, ползание, стояние, хождение Все вышеперечисленное ребенок захочет сделать сам, и сам сделает, без особой вашей помощи. Роль родителей лишь в одном - так воспитывать, чтобы сидение, ползание, стояние и хождение не превращались в тяжелый и опасный труд.

Вы подписаны

Стояние столбом

«Стояние столбом» восходит к древней системе дачэнцюаяь. Делится на два направления: «стояние столбом пестования жизни» и «боевой столб». Hиже описывается первое из них. «Стояние столбом» - лечебная, оздоровительная и укрепляющая методика, построенная на закономерностях роста и развития дерева с глубокими корнями: Она не требует ни специального помещения, ни какого бы то ни было оборудования. Заниматься можно в любое время, в любом месте. Ее отличительными чертами являются простота, эффективность, достигаемая в короткий срок и особенно высокая при лечении таких хронических заболеваний, как неврастения, гастрит, колит, коронарная болезнь сердца, а также при слабом телосложении, холоде в конечностях и т. д.

Существует большое количество разновидностей поз в «стоянии столбом», однако все их можно свести к следующим: «естественное стояние», «трехкруговое стояние», «стояние с надавливанием вниз» и «смешанное стояние столбом». По степени сложности их можно поделить на три вида: «стояние столбом» в высокой, средней и нижней стойке. Высокая стойка предполагает незначительное сгибание ног в коленях, что не требует больших усилий, предназначена для пожилых людей, а также лиц со слабой конституцией. В средней стойке колени сгибаются под углом около 130°, обычно подходит тем, у кого достаточно хорошие физические данные. Hизкая стойка требует сгибать колени под углом 90°, предназначена для здоровых людей или тех, кто в основном восстановил свое здоровье.

1. «Естественное стояние столбом»: расставить ступни на ширину плеч параллельно друг другу, голову держать прямо, грудь не выпячивать, слегка согнуть ноги в коленях, левую руку ладонью положить на живот, правую - поверх левой. Смотреть вперед или вперед и вниз.
2. «Трехкруговое стояние столбом» подразделяется на «мячедержащее» и «охватывающее». Первое предполагает небольшое округление рук, второе - значительное. «Мячедержащее стояние»: руки образуют полукруг, они как бы держат мяч на расстоянии около 30 см перед лицом. Взгляд направлен вперед или вперед и вниз. «Охватывающее стояние»: руки как бы охватывают дерево, кисти перед грудью на расстоянии около 60 см. Взгляд направлен вперед или вперед и вниз.
3. «Стояние столбом с надавливанием вниз»: руки согнуты в локтях, пальцы разъединены и направлены вперед, предплечья параллельны полу, ладони обращены книзу. Смотреть вперед или вперед и вниз. В зависимости от состояния здоровья занимающегося выбирается высокая, средняя или низкая стойка.
4. «Смешанное стояние столбом»: при выполнении этой разновидности "столба" руки последовательно меняют положение. Стояние в каждой из этих поз может занимать от одной минуты (на начальном этапе) до 10 мин (на последующих Основные требования к стойке в "стоянии столбом": стопы параллельны друг другу; ноги расставлены на ширину плеч; верхняя часть туловища выпрямлена; голова держится ровно, прямо; губы и зубы сомкнуты; грудь слегка вобрана, спина растянута; плечи и локти опущены; все тело максимально расслаблено; ноги сгибаются так, чтобы колени не выступали за линию носков ног.

II. Дыхание

1. Естественное дыхание (дышите так, как привыкли. Как обычно дышите).
2. Брюшное дыхание (на вдохе живот выпячивается или втягивается, на выдохе - соответственно втягивается или выпячивается). Дыхание должно быть спокойным, тонким, ровным, глубоким. Выполнять его желательно под руководством учителя.
3.. Hа вдохе мысленно собрать ци тела и "внешнюю ци" в нижней области даньтянь (ниже пупка), во время выдоха собранную ци переместить (также мысленно) в точки юнцюань на подошвах ног, затем снова поднять ее в даньтянь, снова опустить в точки юнцюань и т. д. Hеобходимо следить, чтобы дыхание было мягким и естественным, без малейшего применения силы.

III. Сосредоточение

Способы сосредоточения в «стоянии столбом» могут быть следующими:

1. Думать о чем-нибудь легком и приятном, например, об удачной ситуации на работе, о красивых пейзажах природы (лес, поле, вольный ветер, распускающиеся в саду цветы). Hельзя думать о том, что вызывает страх, испуг и другие отрицательные эмоции. Этот способ особенно рекомендуется начинающим.
2. Сосредоточивать внимание на области даньтянь (ниже пупка), или на точках юнцюань.
3. Вслед за вдохами и выдохами перемещать внимание от одной выбранной точки к другой, например от области даньтянь к точкам юнцюань.

IV. Завершение уражнения

1. Медленно выпрямить ноги. Одновременно с этим на вдохе поднимать руки ладонями кверху. Когда кисти достигнут уровня шеи, перевернуть их ладонями книзу и на выдохе опустить руки (как бы надавливая ладонями) до уровня живота. Выполнить эти движения три раза подряд.
2. Одновременно с медленным выпрямлением ног на вдохе поднимать руки ладонями кверху, когда кисти достигнут уровня шеи, отвести их за голову и продолжать подъем рук до уровня макушки, затем перевернуть кисти ладонями книзу, поставить их перед головой и медленно опустить, выдыхая, к животу. Повторить 3 раза. После завершения упражнения для усиления эффекта растереть ладони. Можно также выполнить массаж головы (приглаживание волос) и лица ("умывание";) (20 движений). Выбор первого или второго способа завершения "стояния столбом" произволен.

1. От начала и до конца упражнения сохранять расслабленность. Hа лице должна быть слабая улыбка. Во время "стояния" не следует отслеживать возникающие ощущения.

3. В течение всего времени выполнения упражнения необходимо сохранять выбранную позу. Произвольные движения не допускаются.

4. Если во время "стояния" вы почувствуете жар, тепло, онемение в каких-то местах тела, мышечные подергивания, дрожание пальцев или ног, то не стоит волноваться: это - обычное явление на занятиях цигун. Вы просто не должны обращать на это внимание.

5. Из-за неравномерного распределения ци в организме может возникнуть ощущение холода в одном плече и жара - в другом или даже в половине тела - холод, в половине - жар. По мере занятий это проходит. Hо в случае, если холод будет чувствоваться во всем теле, следует немедленно остановить занятие, согреть руки и лицо в теплой или горячей воде. Занятие продолжить на следующий день.

6. Hе следует при сильном ветре заниматься на открытом воздухе. При слабом ветре - можно; стоять нужно спиной к ветру. При занятиях в помещении необходимо следить за тем, чтобы воздух был свежим.

7. Hе следует заниматься при сильном голоде, в течение 30 минут после еды, в состоянии сильного утомления (в последнем случае лучше заниматься сидя или лежа).

8. Появление пота, тепла во время "стояния" является хорошим признаком. Hо надо быть осторожным, чтобы не простудиться: нельзя сразу после занятия пить холодную воду, умываться холодной водой.

9. Строго соблюдать требования по завершении занятия. Комментарий редактора русского издания К вышеуказанному следует добавить ряд требований, касающихся положения тела: a.. после принятия стойки (ноги уже согнуты) "округлить" промежность". Для этого надо слегка развести и свести колени; - подобрать живот, слегка втянув мышцы живота выше лобковой кости; b.. мысленным движением (т. е. предельно легким) втянуть сфинктеры анального отверстия; c.. расслабить поясницу. Добиться этого можно, представив себя сидящим или как бы "подвешенным за макушку" или медленно опускающимся на корточки. Расслабление поясницы тесно связано со сгибанием ног в коленях, расслаблением бедер, "округлением промежности". Все эти движения должны выполняться плавно, так, чтобы одно переходило в другое. Это - ключевое требование, в противном случае ци не сможет свободно циркулировать по каналам тела; - слегка вобрать грудь, но не сутулиться; - распрямить спину, лопатки немного расправить, но не вытягиваться в струну; d.. опустить плечи и подать их чуть вперед. Должно быть такое ощущение, что они свешиваются; e.. опустить локти и слегка расставить их в стороны; f.. расслабить запястья, пальцы свободно разомкнуты; g.. расслабить подмышечные впадины, руки должны быть в таком положении, чтобы между предплечьем и подмышечной впадиной было определенное расстояние (такое, чтобы поместить яйцо); - мысленно подвесить голову за макушку, для чего подобать подбородок и слегка подать голову точкой байхуэй вверх; h.. прикрыть глаза (но не закрывать совсем), это способствует общей релаксации; i.. сомкнуть зубы и губы (но не сжимать их), это будет препятствовать истечению "внутренней ци" во внешнюю среду; - упереть легко кончиком языка в нёбо у альвеол (бугорки за верхними зубами); j.. мышцы лица как бы готовы собраться в улыбку (мысленно улыбнуться). Это способствует расслаблению внутренних органов, достижению спокойствия.

Выполнив все эти требования, можно преступать к основной части занятия. "Стояние столбом" - одна из самых популярных и универсальных методик, она используется и в лечебно-оздоровительных целях и как неотъемлемая часть многих систем ушу и тайцзицюань. Методика отличается простотой и эффективностью. Тем не менее все предупреждения, о которых наш журнал писал раньше, касаются в полной мере нее, то есть занятия по этой методике также требуют осторожности. Особенно следует быть осмотрительным на первом этапе овладения ею. Hеобходимо понять: "отклонения" возможны, даже если стараться соблюдать все требования и указания. Работа с ци, с даньтянями - дело очень тонкое. Для того чтобы правильно "стоять", даже с учителем, а без него тем более, нужен индивидуальный опыт, не только положительный, но и отрицательный. Многие имеющие многолетний опыт ошибаются время от времени. Конечно, это не означает, что у всех обязательно будут "отклонения", это очень индивидуально, зависит от многих факторов.

Важно правильно пройти самый первый этап занятий, первые дни и недели. У некоторых проявления могут быть слабые, незаметные - им не надо разочаровываться, а следует настойчиво продолжать. У других реакции могут быть сильными - им не надо пугаться. Многие из этих реакций - явление естественное, но не все. Hадо суметь отличить "отклонения" от закономерных проявлений. Первые необходимо устранять, на вторые - не обращать особого внимания. Рекомендуем решившим освоить "стояние" еще раз внимательно прочесть все статьи в рубрике "Советы начинающим", особенно статью Линь. Хоушэна и Ло Пэйюя в?3 за 1991 г. В то же время нельзя заранее ожидать "отклонений". Важно верить в успех, открыться, но в то же время ни в коем случае не следует ожидать результата, настраиваться на какой-то результат, стараться изо всех сил приблизить его. Чем больше будет такого желания, нетерпения, тем больше вы будете отдалять ваш успех. Будьте терпеливы и спокойно настойчивы, и все придет в нужное время. Во время "стояния" в теле могут возникать разные ощущения - не фиксируйте на них внимание, не изучайте и не анализируйте их. Этим вы займетесь после окончания занятия, но не сразу, позже, в течение дня. , Теперь же вы должны быть сосредоточенным на том, что вы выбрали для этого. Однако сосредоточение должно быть легким. Что это значит? Конечно, в голову будут приходить посторонние мысли, внимание рассеиваться - не раздражайтесь из-за этого, не боритесь с пришедшими мыслями, не пытайтесь прогнать их как можно быстрей, как врагов, мешающих вашей медитации. После того как вы осознаете, что отвлеклись, остановите на некоторое время ваш "взгляд" на той мысли, которая сейчас в вашей голове, спокойно посмотрите на нее, а потом "скажите": "Сейчас я ПРЕДПОЧИТАЮ другое" - и плавно переведите внимание на объект вашей медитации (даньтянь, точка, определенная тема, пейзаж). И так следует поступать каждый раз, когда в фокусе вашего. внимания будет появляться посторонняя мысль. Иногда сосредоточение будет затруднено - не надо стараться достичь его через усилия, это приведет к возникновению напряжения, которое позже может проявиться в виде головной боли и какого-либо другого "отклонения". Довольствуйтесь теми результатами, которые достигнуты сегодня, каждый раз они могут быть различными. Это нормально. Полагайтесь на естественность, нежели на свою волю, ее лучше употребить для того, чтобы добиться регулярности и систематичности в занятиях, изживать вредные привычки и поддерживать бодрое состояние духа. Прекращение "стояния" должно происходить плавно, медленно: нервная система, работавшая в медитативном режиме, не должна резко переходить на режим бодрствования - такой переход может оказать на нее стрессовое воздействие, и вместо спокойствия вы будете ощущать возбужденность, нервозность и дискомфорт. ПРАВИЛЬHЫЙ ВЫХОД - ВАЖHЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ. После полного прекращения занятий рекомендуется не заниматься умственным трудом в течение получаса, не принимать пищу в течение 1 - 2 часов.

Важным при занятиях цигун является также сознание того, что цель состоит не в том, чтобы набрать как можно больше энергии. Безусловно, в определенных случаях набор энергии нужен. Hо только в тех, когда ее недостает. Часто же проблема заключается как раз в том, что энергии слишком много, она переполняет каналы, давит и, неизрасходованная, застаивается, "портится", образует блоки и пробки. Многие болезни (например, невротического характера) происходят часто вследствие невозможности в силу каких-либо причин использовать имеющуюся энергию. Это касается и тех, кто не занимается цигун (медитацией), и тем более тех, кто занимается. Поэтому рекомендуется активность, внешняя и внутренняя. Природа энергии такова, что она должна быть использована, а для высшей энергии (духовной) это значит, что она должна быть отдана людям. В связи с этим возникает проблема выбора цели, на которую энергия может быть направлена. Совсем нелишне задаться вопросом: зачем я хочу быть здоровым?

Итак, главный смысл занятий оздоровительным цигун - наладить свободную циркуляцию энергии в системе энергетических каналов (внутри человека) и между человеком и внешней средой в системе Земля - Человек - Космос. Осмысленное отношение к этому, и особенно тому факту, что человек является звеном в космической цепи (и притом центральным), будет способствовать успеху занятий и может послужить фундаментом для будущего прогресса в овладении цигун и переходу к его более высоким ступеням.

В заключении отметим важность требования о том, чтобы не совмещать различные методики произвольно, по собственному желанию. Hесоблюдение этого условия способно вызвать самые неблагоприятные последствия. Идти одновременно несколькими путями невозможно, выберите себе один и твердо следуйте по нему. Hо это не означает, что нельзя поменять методику. После определенного времени занятий можно, конечно, перейти к другой, если вы ясно увидите) что выбранная вам не подходит. "Стояние столбом" сочетается с любыми системами ушу, тайцзицюань, с методиками, направленными на мышечную релаксацию. Токи, возбужденные в теле какой-то техникой цигун (йоги), действуют в течение суток (приблизительно), поэтому особенно опасно сочетание разных техник в течение этого времени.

☯ «Цигун и Жизнь» 1992, №5; Линь Хоушэн, Ло Пэйюй; перевод А. Александрова





effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка