Зарядка для малыша 7 месяцев. Правильный массаж для ребенка в первые три месяца жизни

Второе полугодие жизни – это переломный этап не только для крохи, но и для его родителей: перед нами уже не котенок, полностью зависящий от воли матери или отца. Постепенно проявляется личность, настойчиво добивающаяся исполнения своих желаний. Он требует взять его на руки, напоить, покачать, поиграть и ни в коем случае не отворачиваться от него спиной и тем более – оставлять в одиночестве. А еще он любуется своим отражением в зеркале!

Психическое развитие ребенка

Если родители постоянно произносили названия окружающих ребенка предметов, то в 7 месяцев на вопрос «Где..?» он находит их взглядом. Кроха уже различает мать и папу, знает имена братьев и сестер. Результатом систематических тренировок становятся первые сознательно произнесенные слоги-повторения на фоне лепета.

Малышу уже мало простых погремушек. Любознательность требует открывающихся звенящих коробочек, кукол, резиновых игрушек-пищалок.

Если ребенка поят из чашки, то он, как правило, пьет аккуратно.

Познавательное развитие ребенка

С каждым днем 7-месячный малыш испытывает все меньше страхов перед окружающим миром и стремится его познавать. Он уже не плачет при появлении чужого взрослого, а внимательно его рассматривает, осмеливаясь с ним взаимодействовать (гулить в ответ на речь, улыбнуться, взять предложенную игрушку). Это возраст, когда младенца можно познакомить без слез с музыкальными игрушками или шумной бытовой техникой.

Погремушками кроха не только размахивает, но и стучит. При этом игрушки он берет сразу в обе руки и манипулирует с ними. За падающим предметом следит взглядом. Если во время движений ребенок наталкивается на жесткую игрушку, он самостоятельно с нее скатывается, не дожидаясь в плаче помощи родителей. А первые печальные опыты падения с высоты закрепляются пониманием опасности: малютка уже избегает края дивана или поручней кроватки и манежа.

Моторное развитие ребенка

Малыш уже предпочитает играть сидя, балансируя ручками и телом, широко разведя ножки, что позволяет ему все реже «заваливаться» на бок. Удерживаемый за подмышки взрослым, он стоит на разогнутых ногах, опираясь на всю стопу. Если родители уделяли внимание развитию навыка ползания, именно на седьмом месяце они увидят плоды своего труда: кроха пробует ползать не только по-пластунски, но и высоко поднимая попку и вставая на колени.

Ребенок может перевернуться на живот или на спину, любым способом пытаясь дотянуться до интересующей его вещи. При этом он учится использовать для помощи себе поручни, веревки или кольца.

Как делать массаж и гимнастику 7-месячному ребенку

Изменение комплекса гимнастических упражнений и массажа в возрасте 7 месяцев связано с его потребностью в свободе движений, в их разнообразии и точности. Благодаря ежедневным занятиям, кроха становится все более независимым, уверенным и одновременно осторожным. Зарядкой заниматься надо ежедневно, через час после любого приема пищи. Приводим рекомендуемую последовательность упражнений:

  • сидящему и держащемуся за кольца малышу перекрещивают руки на груди, а затем разводят их в стороны, выполняют круговые движения руками;
  • лежащему на спине крохе попеременно и вместе сгибают и разгибают ножки, имитируя шаги или езду на велосипеде;
  • массаж животика по часовой стрелке;
  • поворот тела со спины на животик через правый бок;
  • массаж мышц спины: разминание, поглаживание, похлопывание;
  • развести в стороны ручки малыша и в таком положении помочь ему сесть;
  • круговые движения разведенными в стороны руками;
  • в положении лежа – поднимать выпрямленные ноги;
  • руки взрослого – под поясницей лежащего ребенка – приподнимать его над опорой;
  • поворот тела со спины на животик через левый бочок;
  • лежащего на животе кроху приподнимать над поверхностью за выпрямленные над головой ручки;
  • стимулировать ползание на животе;
  • массаж грудной клетки: похлопывание, разминание и вибрация.

Выполнять весь комплекс лучше сразу, повторяя упражнения от 2 до 5 раз, но не доводя малыша до выраженного утомления. Помните: получающий удовольствие от занятий ребенок будет самостоятельно повторять его фрагменты в игре.

Комплекс упражнений для ребенка 7-8 месяцев. Оздоровительный и укрепляющий массаж для грудничков.

Ребенок в возрасте 7-8 месяцев продолжает активно развиваться. Осваиваются позы сидения и стояния, ребенок овладевает ползанием на четвереньках. Движения становятся все более согласованными, координированными. Используются пассивно-активные и активные гимнастические упражнения. Продолжительность массажа достигает 12-15 минут.
Занятия с детьми в этом возрасте проходят по следующей схеме.

  • Поочередное разгибание рук.
  • Поднимание одновременно обеих ног.
  • Переход в положение сидя с поддержкой.
  • Поднимание туловища.
  • Круговые движения ногами.
  • Поворот со спины на живот.
  • Поднимание ног и туловища.
  • Доставание игрушки, предмета и другое.
  • Ползание за игрушкой.
  • Массаж спины и живота.

1. Поочередное разгибание рук вперед. Ребенок лежит на спине. Мама поочередно поднимает вперед прямые руки ребенка и опускает их. Массаж выполняют 6-8 раз.
2. Поднимание прямых ног. Ребенок лежит на спине. Взяв выпрямленные ноги ребенка так, чтобы большими пальцами снизу обхватить икроножную мышцу, мать поднимает их, прижимает бедра к животу, затем опускает. Повторяют 4-6 раз.

3. Переход в положение сидя с поддержкой. Малыш лежит на спине. Поддерживая за обе кисти руки, мать побуждает сесть кроху. Повторяют 2-3 раза.
4. Поднимание туловища. Ребенок лежит на спине. Мама захватывает ноги в области бедер так, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные четыре спереди над коленями, приподнимает туловище ребенка над поверхностью стола. Малыш выпрямленной рукой упирается о стол. Повторить 1-2 раза.

5. Круговые движения ногами. Ребенок лежит на спине. Захватив голени ребенка, мама сгибает его ноги, переводя бедра к животу, затем разводит согнутые ноги в стороны, выпрямляет их и приводит в исходное положение. Повторяют 3-4 раза.
6. Поворот со спины на живот. Массаж выполняется из положения на спине, ногами к матери. Обхватив кисть руки ребенка левой рукой, мать подводит правую руку под голени снизу, помещая указанный палец между сомкнутыми голенями. Помогая повороту легким подтягиванием за руку, мать добивается завершения поворота на живот сами ребенком. При повороте в противоположную сторону положение рук мамы меняется. Выполняют 1-2 раза в каждую сторону.
7. Прогибание спины. Малыш лежит на спине. Захватив ноги ребенка левой рукой у голеностопных суставов так, чтобы большие пальцы были снизу, а остальные сверху. Придерживая правой рукой ребенка под спинку, мама поднимает туловище вверх над столом, голова не отрывается от поверхности стола. Выполняют 1-2 раза.
8. Доставание игрушки. Малыш сидит. Мать поднимает яркую игрушку и побуждает ребенка достать ее. Повторить 6-8 раз.
9. Ползание за игрушкой. Ребенок лежит на животе. Разложить игрушки и, отодвигая постепенно их, побуждать ребенка активно ползти, доставая их. Повторить 6-8 раз.
10. Массаж спины и живота (

Полугодовалый малыш развивается стремительно. Каждый прожитый день приносит что-то новое. Это касается не только эмоционального и психического развития, но и физического. Новые двигательные навыки и умения малыш в возрасте 6-8 месяцев демонстрирует с завидной регулярностью.

Ответ на вопрос, нужен ли ребенку массаж в этом возрасте, вполне очевиден: неокрепшая опорно-двигательная система крохи нуждается в поддержке и развитии. О том, как самостоятельно делать детский общеукрепляющий массаж ребенку в 6-8 месяцев, мы расскажем в этом материале.


Необходимость процедуры

6-месячному ребенку все интересно. Как правило, после полугода начинается период ползания, активного познания окружающего мира. Малыш нуждается в общении, развитии понимания родной речи. Многие детки начинают сидеть. Ползание считается наиболее благоприятным и правильным переходом от горизонтального положения (в котором малыш пребывал до этого возраста) к вертикальному.

С принятием нового положения тела возрастает нагрузка на конечности, суставы, позвоночник. Чтобы опорно-двигательная система развивалась правильно, обязательно нужно поддерживать мышцы и связки в активном и развитом состоянии. Массаж помогает справиться с этой задачей. Также он способствует развитию речи, ведь мама во время сеанса активно общается с крохой. Малыш вполне уже может отвечать ей веселым гулением, отдельными звуками и слогами.

Массажное воздействие основано на улучшении кровообращения, укреплении мышц, которые позволят суставам и позвонкам находиться в анатомически правильном положении даже при возрастающей нагрузке.

Активные дети при помощи массажа становятся более спокойными, а вялые и неактивные малютки оживляются. Это происходит из-за раздражения рецепторов кожи, которое происходит при массировании. Нервные окончания посылают интенсивные сигналы головному мозгу, деятельность которого заметно стимулируется, состояние нервной системы становится более сбалансированным.

Массаж для здорового ребенка носит название профилактического. Его мама вполне может проводить в домашних условиях.

Если у ребенка выявлены определенные патологии, требующие применения специального лечебного массажа, необходимо обратиться к специалисту для его проведения. Профессиональный массажист не допустит ухудшения состояния малыша, его действия будут иметь узкую направленность.


Особенности

Грудничок после полугода спит уже значительно меньше, а бодрствует чаще. Периоды бодрствования - отличное время для физического и умственного развития. Ими обязательно нужно пользоваться. Для ребенка после 6 месяцев классический массаж может преследовать две цели сразу - общеукрепляющий массаж и процедуры успокаивающего релаксационного характера.

В возрасте 6-7 месяцев длительность сеанса массажа увеличивается с 15 до 20 минут. Для ребенка в возрасте 7-8 месяцев продолжительность манипуляций можно увеличить до 30 минут. В массаже теперь присутствуют как активные, так и пассивные приемы. В первом случае малыш выполняет элементы гимнастики одновременно с массированием или после него, во втором происходят только массажные приемы.

Сами приемы используются более сложные, чем раньше. Воздействие становится более ощутимым, нагрузки возрастают. К уже знакомым приемам – поглаживаниям, растираниям, разминаниям – добавляются щипковая и ударная техники. О них расскажем ниже. Однако основа сеанса - классический массаж, как и ранее.

По-прежнему успокаивающий массаж проводят вечером, перед сном, перед купанием. Сеансы для укрепления мышц, суставов и связок проводят только днем, когда ребенку не предстоит длительного отдыха, поскольку он оказывает на нервную систему возбуждающее действие.


Подготовка

К сеансу массажа мама должна быть готова наилучшим образом.

  • С рук нужно снять кольца, браслеты, часы.
  • Короткие ногти и удаленный маникюр помогут сделать массаж более безопасным.
  • Заранее следует подготовить и массажное место. Вполне возможно, что пеленальный столик, на котором раньше проходили сеансы, уже не подойдет для этих целей: ребенок заметно вырос, ему нужно место для переворотов, «ползательных» движений. Маленький столик, который должен быть в качестве площадки для переодевания, уже не отвечает всем требованиям массажного стола. Лучше всего выбрать более широкий обеденный стол, а если в квартире нехолодный пол, процедуры можно делать даже на нем.
  • Для ребенка следует приготовить гимнастический коврик из ППУ – «пенку», она не пропускает холод.
  • Также пригодятся пеленка и пачка влажных салфеток на тот случай, если чадо решит справить естественную нужду прямо в разгар массажного сеанса.
  • Рядом с массажным местом следует поставить массажное масло или детский крем, положить сухое полотенце или бумажные салфетки для рук мамы, а также яркие и привлекающие внимание карапуза игрушки.
  • Возьмите фитбол, если он имеется.
  • Положите кольца и несколько крупных предметов, например, больших блоков-кубиков. Для чего они пригодятся, расскажем ниже.

Температура воздуха в помещении не должна превышать 21 градуса тепла. Следите за тем, чтобы не было открытых сквозняков, особенно если выполняете массаж на полу.

Мама должна раздевать ребенка и начинать его массировать только чистыми и теплыми руками. Согрейте предварительно ладони и пальцы, не забудьте смазать их тонким слоем детского крема.

Раздетому малышу нужно дать несколько минут привыкнуть к температуре воздуха, к прикосновениям, после чего можно начинать выполнять один из комплексов, который актуален для детей в возрасте от 6 до 8 месяцев.


Техника выполнения

Общие рекомендации для родителей деток указанной возрастной категории довольно просты: выполнять массаж нужно, как и раньше, усилив нагрузку. Иными словами, на первом этапе мама легко поглаживает все тело крохи, потом приступает к массажу ручек и ножек. При массировании конечностей важно, чтобы траектория движений рук массажиста была снизу вверх. Начинайте с разминания каждого пальчика и постепенно поднимайтесь выше.

Избегайте прямого массирования локтевого и коленного суставов, а также подколенной и подмышечных впадин.


После растирания можно сделать несколько пощипывающих движений кончиками пальцев. Следите, чтобы ребенку не было больно и неприятно. Потом проведите разминающие движения основных мышц и завершите массаж каждой ручки или ножки мягкими и успокаивающими поглаживаниями.

Переходите к массажу грудной клетки и живота. Делается это круговыми движениями вокруг пупка. После 6 месяцев к уже привычным поглаживаниям можно добавить несильные щипковые движения вокруг пупка для укрепления мышц животика. Грудную клетку массируют легкими поглаживаниями: щипки и удары в области ребер категорически запрещены.

В положении лежа на животе ребенку проводят массаж спины. К уже привычным растираниям для полугодовалых детей добавляют щипковые воздействия продольных длинных мышц, а также слабые удары ребрами ладоней вдоль позвоночника. Нельзя массировать сами позвонки.

Щипками и похлопываниями можно стимулировать и ягодицы. Все это - упражнения пассивные. Активные для каждого из возрастов свои. Рассмотрим их подробнее.


Комплекс для малышей 6-7 месяцев

После массажа ручек добавляйте упражнение «Боксер». Дайте малышу надежно ухватиться за ваши указательные или большие пальцы и совершайте его руками боксерские движения. Старайтесь делать это нередко. Такое упражнение очень полезно при гипотонусе, который приходит на смену повышенному мышечному тонусу после 6 месяцев жизни.

После массажа ножек дополнительно следует ввести упражнение «Лыжник». Возьмите малыша, лежащего на спине, за голени и делайте ножками скользящие движения, будто кроха идет на лыжах. Это упражнение прекрасно развивает голеностоп, что в будущем понадобится для освоения ходьбы.

Обязательными в этом возрасте являются сгибание и разгибание ножек, ручек. После массажа спинки предложите малышу достать игрушку, повернувшись к ней и потянувшись за ней из положения на спине, на животе.

Стимулируйте ползание, перевороты. Можно попробовать по окончании массажа подтягиваться вверх за ручки, а также присаживаться. С присаживаниями следует быть предельно осторожными: если ребенок еще не проявляет самостоятельных попыток садиться, делать это упражнение не нужно - избыточная нагрузка на позвоночник лишь навредит крохе.



Комплекс для детей 7-8 месяцев

Для таких детей комплекс усложняется некоторыми активными упражнениями. Сам массаж делается по вышеописанной схеме, ничего существенно нового в него привносить не следует. Однако комплекс активных приемов расширяется. Как правило, дети уже сносно ползают, а потому после массирования и приемов для укрепления спины добавьте упражнение для ползания с препятствиями. Вот для этого и понадобятся наши большие мягкие кубики-блоки, а также валики из полотенец. Научите ребенка переползать препятствия, огибать их, искать новые траектории движения.

Практикуйте после массажа рук потягивания: держите игрушку высоко над ребенком, пусть он пробует изо всех сил дотянуться до нее. После массажа ножек добавляют круговые движения ногами - будьте осторожны с коленными и тазобедренными суставами!

Присаживания можно выполнять потягивая ребенка как за обе ручки из положения лежа на спине, так и за одну ручку, при условии, что он уже пытается сидеть самостоятельно.

С 8 полных месяцев можно добавить упражнения сидя, например, «боксировать» ручками именно из такого исходного положения. Также добавляют активные приемы на развитие вестибулярного аппарата: полеты «самолетиком» на животе по комнате на руках папы (избегайте подбрасываний ребенка - они могут негативно отразиться на развитии его позвоночника).



С 8 месяцев можно начинать делать упражнение «Тачка» – его обожают все карапузы. Ребенок должен ходить на ручках, пока мама будет держать ножки приподнятыми.

Следующие советы помогут повысить эффективность массажа и не навредить малышу.

  • Не делайте массаж, если у ребенка режутся зубы или повысилась температура, также следует отказаться от занятий в дни профилактических прививок.
  • Проконсультируйтесь о возможности массажа и гимнастики для вашего малыша с педиатром.
  • Сопровождайте все свои манипуляции сказками, стишками, потешками и песенками. Для ребенка сеанс не должен быть обременительным и скучным. Для него это должна быть увлекательная игра. Не забывайте называть вслух названия частей тела, своих действий, это поможет малышу быстрее их запомнить и воспроизводить.
  • Если ребенок не в настроении и плачет во время массажа, откажитесь от занятия и перенесите его на более позднее время или на другой день. Только массаж, который доставляет малышу удовольствие, будь то расслабляющий или укрепляющий сеанс, будет наиболее полезным.
  • Не пытайтесь вместить в комплекс все упражнения, которые вы запланировали. Ориентируйтесь на состояние и настроение малыша. Любым номером в вашем списке можно пожертвовать, если чадо не слишком благодушно относится к массажу в целом.
  • При повышении температуры после сеанса массажа, при изменении самочувствия ребенка обязательно обратитесь к врачу.

Итак, детский массаж и гимнастика по методике Ирины Красиковой для здорового ребенка в возрасте 6-9 месяцев.

Перед этим Вам будет полезно прочесть , « », а также , автор периодически ссылается на них.

IV комплекс упражнений детского массажа и гимнастики для ребенка в 6-9 месяцев
План занятий

1. Скрещивание рук на груди 6-8 раз.

2. Упражнения для ног:

Одновременное сгибание и разгибание ног, 4-6 раз;

Сгибание и разгибание ног, попеременно 4-6 раз каждой ногой.

3. Поворот со спины на живот (в одну сторону).

4. Массаж спины и ягодичной области:

Поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности;

Растирание: по всей поверхности 2-3 раза;

Поглаживание - каждый прием 2-3 раза по всей поверхности;

Разминание: по всей поверхности спины 2-3 раза;

Стимулирующие приемы: поколачивание, пощипывание ягодичных мышц.

5. Ползание на четвереньках.

6. Массаж живота:

Поглаживание - все приемы по 2-3 раза;

Растирание: подушечками пальцев, 2-3 раза;

Пиление по прямым мышцам живота, 2-3 раза;

Пощипывание вокруг пупка;

Поглаживание - все приемы по 2-3 раза.

7. Присаживание с прогибанием позвоночника, 2 раза.

8. Круговые движения руками, 4-6 раз.

9. Массаж стоп.

10. Поднимание выпрямленных ног, 6-8 раз.

11. Поднимание из положения на животе, 1-2 раза.

12. Массаж груди:

Поглаживание, 2-3 раза;

Поглаживание, 2-3 раза.

13. Присаживание за согнутые руки, 1-2 раза.

14. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой.

15. «Тачка».

Практика детского массажа и гимнастики для здорового ребенка в возрасте 6-9 месяцев Ирины Красиковой
1. Скрещивание рук на груди

Усложните это хорошо знакомое вам упражнение (см. III комплекс № 2), вложив в кисти ребенка кольца или другие удобные для захвата игрушки. Темп движений постепенно ускоряйте и замедляйте, повторите упражнение 6-8 раз под ритмичный счет.

2. Упражнения для ног

Одновременное сгибание и разгибание ног ребенка выполните 4-6 раз (см. III комплекс № 5). Сгибание и разгибание ног попеременно делается следующим образом: обхватите ноги ребенка в области голеней. Затем попеременно сгибайте и разгибайте ноги в различном темпе, имитируя ходьбу и бег (рис. 66). Это упражнение пассивное, работают все мышцы ног и стопы, если вы обеспечиваете для них опору своими мизинцами.

3. Поворот со спины на живот

После 6 месяцев поворот выполняется без поддержки за руку по просьбе: «Повернись на живот». Можно помочь ребенку легким поворотом таза и показом игрушки с той стороны, куда он должен повернуться.

4. Массаж спины

Массаж спины и ягодиц сохраняется и проводится по прежнему плану (см. III комплекс № 7):

Поглаживание по всей спине и ягодицам, 2-3 раза;

Растирание подушечками пальцев, пиление по всей поверхности спины и ягодиц, растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев;

Поглаживание, 2-3 раза;

Разминание мышц спины;

Разминание ягодиц правой и левой рукой поочередно (по 5-6 движений); —

Поглаживание 2-3 раза;

Поколачивание или пощипывание ягодичной области.

5. Ползание на четвереньках

Ребенок хорошо опирается на выпрямленные руки и, возможно, уже пробует стоять или ползать на четвереньках. Если нет - помогите ему, поставив малыша на четвереньки и, заинтересовав его игрушкой, побуждайте ползти.

Ползание - упражнение пассивно-активное, это прекрасная тренировка для мышц спины, ног, рук и плечевого пояса. После того как ребенок научится ползать самостоятельно, это упражнение можно совсем исключить из занятия, но дать возможность ползать по полу.

6. Массаж живота

Выполните по знакомому плану (III комплекс № 9):

Поглаживание: круговое, встречное и по косым мышцам живота по 2-3 раза каждый прием;

Растирание: подушечками пальцев, пиление по прямым мышцам живота по 2-3 раза;

Пощипывание вокруг пупка;

Поглаживание - все приемы по 2-3 раза каждый.

7. Присаживание с прогибанием позвоночника

Это упражнение вам уже знакомо (см. III комплекс № 10).

После 8 месяцев можно присаживать ребенка, поддерживая за одну руку (рис. 68).

Левой рукой придерживайте колени ребенка. Правой рукой возьмите ребенка за правую ручку и со словами: «сядь-сядь» и т. п. побуждайте ребенка сесть, опираясь на локоть.

В то время когда ребенок сидит, проведите пальцами вдоль позвоночника снизу вверх до разгибания спины. Затем медленно положите малыша на спину, точнее, на левый бок. Это упражнение - активная тренировка мышц брюшного пресса.

Выполняется 2 раза, причем второй раз надо придерживать колени правой рукой, а левой поддерживать ребенка за левую руку и укладывать его на правый бок.

8. Круговые движения руками

Усложните это знакомое вам упражнение (см. III комплекс № 15), вложив в кисти ребенка кольца или удобные для захвата игрушки. Движения руками выполняйте медленно, под ритмичный счет, т. к. это сложное по координации упражнение. Повторите 4-6 раз.

9. Массаж стоп (см. II комплекс № 11)
10. Поднимание выпрямленных ног

И. п.: ребенок лежит на спине.

Большими и указательными пальцами рук, обращенных ладонями к ребенку, обхватите его голени снизу; остальные пальцы наложите на коленные чашечки. Поднимите выпрямленные ноги до вертикального положения и медленно опустите их (рис. 69). Затем поднимайте ноги попеременно (рис. 70). Упражнение повторите 6-8 раз.

11. Поднимание из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки

И. п.: ребенок лежит на животе.

Дайте ребенку обхватить ваши большие пальцы, поддерживая его кисти остальными пальцами. Отведите выпрямленные руки ребенка в стороны (во избежание сгибания упритесь своими ладонями в локти), далее поднимите прямые руки к голове на уровень ушей. Малыш поднимает голову назад-вверх и упирается стопами в ваш живот (рис. 71). Продолжайте поднимать его до положения стоя на коленях (рис. 72, 73).

После 8 месяцев это упражнение выполняется с кольцами, причем ребенок может подняться до положения стоя. Приподнимание туловища - движение активное, интенсивно работают мышцы рук, спины и ног. Упражнение делается 1-2 раза; помните, что руки ребенка надо держать на уровне ушей, это предотвращает повреждение в плечевых суставах.

12. Массаж груди

Выполняется по следующему плану (см. II комплекс № 14):

Поглаживание верхней части груди, 2-3 раза;

Поглаживание по межреберьям, 2-3 раза;

Вибрационный массаж, 2-3 раза;

Поглаживание, 2-3 раза.

13. Присаживание за согнутые руки

И. п.: ребенок лежит на спине.

Дайте ребенку обхватить ваши указательные пальцы так, чтобы ладони ребенка были обращены к нему. Разведите руки всего лишь на ширину плеч, затем просьбой: «сядь», и легким потягиванием за ручки побуждайте ребенка сесть (рис. 74). И так 1-2 раза.

Если малыш способен на такое напряжение, то он поднимает голову и туловище и подтягивается, сгибая руки. Если же руки ребенка остаются выпрямленными, то упражнение надо считать преждевременным. В дальнейшем можно вкладывать в кисти ребенка кольца.

14. «Бокс» Это хорошо знакомое вам упражнение (см. III комплекс) после 8 месяцев можно делать в положении сидя.

15. «Тачка» (ходьба на руках)

В конце занятия приподнимите ребенка горизонтально над столом так, чтобы он опирался на выпрямленные руки, ноги удобнее захватить «вилочкой», другой рукой можно поддерживать под животом. В этом положении ребенок поднимает голову и идет на руках вперед (рис. 75).

Мы рассмотрели комплекс упражнений детского массажа и гимнастики в 6 -9 месяц ев по методике Ирины Красиковой .

Здоровья Вам и Вашим деткам

Ребенку 7 месяцев : что умеет малыш, чем его занять, развивающие игры и упражнения, особенности развития.

В каждом разделе статьи Вы найдете:
1) Описание перечня умений ребенка 7 месяцев к концу этого месяца развития. Чему он научится за месяц?
2) Особенности развития ребенка – что нужно знать каждой маме.
3) Перечень развивающих упражнений и игр для ребенка 7 месяцев по данному направлению развития.
В конце статьи Вы найдете стишки для проведения игр-показов с ребенком в семь месяцев.

Ребенку 7 месяцев: особенности развития, игры и упражнения

Первое направление.Физическое развитие ребенка в 7 месяцев.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

Ползает быстро во всех направлениях. Заползает по ступенькам на невысокую детскую горку.
Учится самостоятельно садиться.
Может поменять положение тела из положения сидя – например, после сидения лечь на животик.
Учится вставать у опоры, держась за перила кроватки или опираясь на сиденье кресла, стула, дивана. Если у ребенка получается встать у опоры, то может стоять у нее 1-1,5 минуты. Затем садится – опускается на колено, сгибает другую ногу и, опираясь, становится на четвереньки или садится.
Учится, держась за опору, делать приставной шаг вбок (один – два шага).

Какие физические упражнения полезны малышу?

В возрасте 7 месяцев для развития мышц брюшного пресса и формирования умения садиться очень полезно присаживание.
Когда ребенок учится садиться, он поворачивает голову в сторону игрушки из положения лежа на боку, после этого опираясь на руку садится.

Присаживание.

Упражнение 1. Присаживание. Малыш лежит на спине. Возьмите его за кисти рук. Слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побудите ребенка сесть. Повторите 2-3 раза.
Упражнение 2. Присаживание с поддержкой за одну руку. Ребенок лежит на спине. Зафиксируйте одной рукой его колени, а другой придерживайте за ручку, отведенную в сторону. Подтягивайте осторожно ребенка за руку и приговаривайте: «Садись, Сашенька!». Повторите 2 раза. Один раз за правую ручку, второй — за левую ручку.
Хорошо, если Вы заинтересуете малыша игрушкой в этом упражнении.
Сначала ребенок будет сидеть недолго, но затем освоит это новое для него движение.
Насильно усаживать ребенка нельзя, здесь нужно «идти за ним» и действовать с учетом его возможностей на данный момент времени.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, какие упражнения ему нужны и полезны, какая поза сидения правильная и неправильная — в статье

Игра для развития ползания для ребенка 7 месяцев.

В разных местах комнаты разложите звучащие игрушки, прикройте их так, чтобы их не было видно салфетками. Начните звучать одной игрушкой – например, покачните колокольчик. Но не показывайте игрушку. Малышу станет интересно, и он подползет к игрушке и заглянет под салфетку. После этого дайте ребенку поиграть с этой игрушкой. Покажите, как можно захватить предмет ручкой (как можно захватить сверху, сбоку, снизу и т.д.).
Затем повторите игру с другим звучащим предметом. Малыша в конце его пути ползания должно ждать что-то интересное для него, спрятанное под салфетку.

Второе направление. Социально-эмоциональное развитие ребенка в 7 месяцев.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка в 7 месяцев?

К концу месяца, т.е. к восьми месяцам у ребенка сложится эмоциональная привязанность к определенному взрослому. Обычно это мама или другой взрослый человек, который заботится о малыше. Эта привязанность очень необходима ребенку, поэтому очень нежелательно ее нарушать, отдавать ребенка в ясли или передавая няне. Привязанность означает, что у малыша может появиться наиболее любимый взрослый, и это нормально!

Привязанность к маме будет сформирована только в том случае, если мама выступает для ребенка интересным партнером по игре, если она поддерживает его инициативу.

Очень важно, чтобы взрослые, хваля малыша, подчеркивали, за что хвалят, за какие конкретные действия: «Вот как хорошо Анечка ротик открывает!», «Умница! Все шарики в коробочку положил!». Общей положительной оценки или ласки уже недостаточно, малыш тянется к деловому общению со взрослым. Для него важно, чтобы мама выразила удовольствие его конкретными действиями, поддержала его действия в окружающем мире, а не просто приласкала. Хотя ласка, конечно же, не отменяется! Но ее, просто уже становится мало для малыша! Ему надо идти дальше в своем развитии – к деловому сотрудничеству с мамой в интересной для него игре!

Всегда хвалите малыша, рассказывайте ему, что он «умница», «любимый», «молодец», «хороший». Этими словами и своим эмоциональным отношением и поддержкой Вы создадите атмосферу радостного делового сотрудничества, которая нужна ребенку в 7 месяцев и более старшим деткам.

Что умеет малыш в 7 месяцев к концу этого месяца:

Отзывается на настроение взрослых, реагирует на него. Веселится, если они веселы.
Интересуется другими детьми – наблюдает, смеется или лепечет.
Активно играет в игры-потешки: «Ладушки», «Ворону», «Прятки», «Ку-ку» и другие.
Проявляет чувствительность к похвале взрослого. Добивается внимания взрослых улыбкой или хныканьем.
Обнаруживает привязанность к близким взрослым, может выделять среди всех взрослых наиболее любимого.

Третье направление. Познавательно-речевое развитие ребенка в 7 месяцев.

1. Сенсорное развитие.

В возрасте 7 месяцев для ребенка очень важно деловое общение с мамой. Ему уже не хватает просто ласки и внимания, ему нужна мама, которая будет партнером по исследованию окружающего мира, которая покажет новые способы действия с предметами, которая будет знакомить с окружающим миром.

Что умеет ребенок:

Узнает предметы с разного расстояния и показанные под разным углом зрения.
Стремится обследовать предметы всеми способами.
Действует с множеством предметов, а не с одним – двумя как это было раньше. Может перекладывать предметы из руки в руку. В играх с предметами задействованы обе руки.
Познает «прямые и обратные действия». Например, складывает и раскладывает, надевает кольца на стержень и снимает их. В этих активных действиях складывается представление ребенка о себе как об активном, действующем человеке!
Действует с игрушками в зависимости от их свойств: шарики катает, кубики кладет друг на друга или стучит ими друг о друга, из ведерка выкладывает игрушки и кладет их обратно, открывает крышки коробочек, придвигает, сжимает, толкает, трясет, стучит, переворачивает и так далее.
По-разному берет предметы: большие предметы берет всей ладонью, а маленькие – щепотью.
Может заниматься с интересной игрушкой 3-6 минут, а вместе со взрослым до 8-10 минут.

2. Развитие речи.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

В семь месяцев ребенок может активно выполнять движения в разных потешках – сорока-ворона, ладушки, прятки, коза. Он может выполнять нужные разученные движения по слову. То есть, только услышит ребенок знакомые слова потешки в исполнении мамы, так сразу и начинает делать действие.
Малыш умеет выполнять действия по просьбе взрослого: дай, пей и т.д.

Малыш активно лепечет, повторяя разные слоги. Слоги повторяет громко, четко. Лепет очень активный, когда ребенок чем-то заинтересован.

Играет в переклички с мамой, повторяя за ней слоги. А мама повторяет за малышом его слоги. Так развивается и тренируется речевой аппарат.

На вопрос «Где…?» показывает пальчиком на нужный предмет. В более раннем возрасте в ответ на этот вопрос малыш показывал на предмет, поставленный в постоянное место. А теперь может показать пальчиком и на предмет, который был переставлен на другое место.

Ребенок может найти предмет среди других двух-трех знакомых предметов – в ответ на вопрос «Где…?» он смотрит в нужную сторону. Вопрос «Где…?» нужно задавать несколько раз, давая паузу 5 секунд.

Услышав свое имя, ребенок поворачивается к Вам, ползет к Вам.

Как провести развивающее речевое занятие-перекличку с ребенком 7 месяцев?

Чтобы переклички действительно развивали речь малыша, нужно знать, какие слоги и звуки уже говорит Ваш ребенок. Именно с этой «речевой базы» малыша и начинаются речевые занятия – переклички.

Во время перекличек ребенок должен видеть лицо мамы, слушать ее, следить за артикуляцией. А для этого нужно продумать место проведения переклички так, чтобы малышу было удобно смотреть на Вас, чтобы в его глаза не бил резкий свет.

Какой должна быть структура занятия-переклички с ребенком 7 месяцев

Ниже я даю структуру переклички, разработанную Л. Н. Павловой, кандидатом психологических наук, авторов многих книг и пособий по развитию детей раннего возраста. Такие мини-занятия желательно проводить ежедневно, чтобы у ребенка успешно формировались подготовительные речевые навыки.
Вводная часть. Наклонитесь над малышом, чтобы он сосредоточился на Вашем лице. Погладьте его, назовите по имени, протягивая гласные имени малыша: «ААааааанечка!» и произнося имя с разной интонацией: «Аааанечка? ААааанечка!». Затем сделайте паузу -15-20 секунд.

Часть 1. «Перекличка». Вы произносите звуки и слоги, которые уже говорит Ваш малыш. Затем делаете паузу 15-20 секунд. Если малыш откликнулся – повторил за Вами, повторите звуки еще раз за ним.
Часть 2. «Озвученная игрушка». Покажите звучащую игрушку, позвучите ей. Дайте возможность малышу сосредоточиться на звуке. Затем сделайте паузу 15-20 секунд.
Часть 3. Повторный показ игрушки. Покажите игровые действия с игрушкой, звукоподражания. Назовите игрушку.
Часть 4. Повторение первой части.
Часть 5. В заключение спойте песенку или расскажите стишок о показанной игрушке.

Полезно ли слушать сказки для маленьких с ребенком 7 месяцев?

С ребенком 7 месяцев уже можно слушать аудиозаписи сказок, но особенным образом. Если Вы просто поставите для малыша аудиозапись и уйдете из комнаты, то никакого развивающего результата не получите. Просто звучащая рядом речь не влияет на развитие речи самого ребенка.

А вот если Вы сядете рядом с малышом, будете увлеченно слушать сказку, то он начнет за Вами наблюдать. И Ваша увлеченность передастся и ему. Малыш начнет слушать то, что так сосредоточенно слушает мама.

Слушать можно 5 минут. И чем большее количество раз Вы прослушаете одну и ту же запись, тем больше радости будет переживать ребенок от узнавания знакомых ему звуков.

Во время прослушивания Вы можете шевелить губами, подговаривать-повторять слова. Это дополнительно привлечет внимание малыша.
А еще больший развивающий эффект будет, если Вы сказки будете рассказывать сами, с удовольствием, с разными выразительными интонациями! Именно рассказывать, а не читать по книжке. Не важно, что ребенок еще не говорит. Он учится вслушиваться в звуки речи!

Развивающие игры и упражнения с ребенком семи месяцев: подготовительный этап речевого развития

Игра 1. Показ игрушек и действий с ними.

Как провести игру-показ игрушки с ребенком в 7 месяцев?

Первая часть игры — занятия. Сначала привлеките ребенка к игрушке (подвигайте игрушку, назовите ее: «Вот зайчик. Зайчик прыгает: скок-скок-скок!». Если игрушка издает звуки, продемонстрируйте их малышу. Если малыш ползет к игрушке или хочет сесть, чтобы поиграть с ней, помогите ему.

Вторая часть игры-занятия. Пусть малыш сам подействует игрушкой, обследует ее со всех сторон. Как только интерес к игрушке падает, а действия с ней становятся однообразными, переходите к третьей части игрового занятия с игрушкой.

Третья часть игры – занятия. В третьей части сами покажите малышу разные сюжеты с игрушкой. Игрушка может спрятаться. Можно спеть песенку или рассказать стишок или потешку, сопровождая ее действиями с игрушкой. Можно и «потанцевать» с игрушкой.

Полезные советы по проведению развивающей игры — показа игрушки ребенку 7 месяцев:

Совет №1. В показе многократно четко повторяйте название игрушки, ее признаки, действия: «Вот петушок. Петушок красивый. Петушок поет: «Кукареку!». Или так: «Вот петушок ходит (показ действия). Нашел зернышки! Петушок клюет зернышки (показ действия)» А можно и по-другому: «Петушок поет (показ действия). Спрятался петушок. Где петушок? Нашла Анечка петушка и стала с ним плясать: ля-ля-ля, ля-ля-ля».

Совет № 2. В одной такой игре показывается и называется 1-2 действия. В следующей игре – следующие 1-2 новых действия.

Очень нужный совет № 3:). Для тех, кто не бросил читать эту длинную статью, а хочет узнать все нюансы и подробности! Для Вас я приготовила главный секрет, который обеспечит интерес малыша к занятиям и их результативность! Это ключ к успеху, и сейчас Вы узнаете, как увлечь малыша, и как гарантировать себе 100% успех!

Дело в том, что в возрасте 7 месяцев ребенок еще не может сознательно и произвольно сосредотачиваться на игрушке. Поэтому используются так называемые «ориентировочные реакции» То есть создается ситуация, когда малыш непроизвольно будет смотреть на игрушку.

Как создать такую ситуацию:

Эффект внезапного появления игрушки (из-под яркого платка, из яркого мешочка, из яркой коробки). Игрушку достают, называют, показывают 1-2 действия –и – внимание – это главное! – после этого снова убирают в коробку, под платочек или в яркий мешочек! Это очень важно! Игрушку надо спрятать! А затем вновь неожиданно достать и показать новое действие. И снова неожиданно ее убрать – убежала, спряталась игрушка.
Эффект контрастных действий и неожиданной смены действия. Например, сначала зайчик едет на лошадке, а потом вдруг – бух! Упал! Учтите, что яркие переживания приведут к тому, что в этот момент малыш не будет повторять нужных слогов за Вами, он будет весь в эмоциях. Так и должно быть! Лепетать – повторять слоги – малыш будет в перерывах между показами (когда Вы прячете игрушку и поете песенку).

Игра 2. Действия с игрушками по подражанию.

Например: выложить мячики, покатать их и положить в коробку. Или открыть сумочку, достать киску, закрыть сумочку.

Вы показываете действие, а малыш его повторяет или делает по-своему. Например, Вы складываете кубики в тележку, а он вынимает их обратно. Или Вы раскладываете шарики в две группы по цвету (желтые отдельно, синие отдельно), а малыш их опять смешивает. Именно в 7 месяцев ребенок осваивает противоположные действия (надеть-снять, поставить-сбросить), поэтому с радостью включится в подобную игру.

В игры с игрушками с ребенком 7 месяцев можно и нужно включать материалы с разной фактурой. Даже те же лоскутные мячики могут быть и бархатными, и ситцевыми, и фланелевыми, или на одном мячике сочетаются дольки из разных материалов. Это развивает тактильную чувствительность малыша.

Интересные игры с мячиком для игр и детей и стихи к ним разработаны Ф. Фребелем. С ними Вы можете познакомиться в статье

Как обучить ребенка новым действиям?

Обычно такое обучение происходит интуитивно само собою, ведь мама подстраивается под малыша. Но если говорить «по науке»:). то обучение малыша новому действию (дай…, покажи до свидания и т.п. проходит три этапа:

Первый этап. Новое действие называется взрослым и выполняется взрослым вместе с ребенком. Взрослый делает рукой ребенка нужное движение. Это называется «метод пассивных движений».
Второй этап. Вы действуете на глазах ребенка, побуждая малыша выполнить движение («метод показа со словом»).
Третий этап. Малыш делает действие по Вашему слову без показа («ладушки», «до свидания», «дай» и т.д.)

Игра 3. Игры с картинками.

В семь месяцев ребенок уже может найти знакомый ему предмет на картинке, то есть узнать в плоскостном изображении хорошо знакомый объемный предмет.

Игра 4. Игры для развития мелкой моторики.

Игры с игрушками для развития мелкой моторики и познавательного развития ребенка. Это игры с шарами, кубиками, конусами, кольцами, которые закреплены в гирлянду на ленту. Игры с развивающими книжками и развивающими ковриками. Игры с материалами с разной фактурой для развития тактильной чувствительности.

Игры для развития мелкой моторики Вы найдете в статье
Как сделать развивающую книжку для развития мелкой моторики, Вы узнаете из статьи

Игра 5. Учимся захватывать предметы двумя руками.

Дайте ребенку, держащему в руке одну игрушку, еще одну игрушку и помогите взять ее второй рукой.
В следующий раз помогите малышу научиться перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Можно поиграть в барабан сразу двумя руками. Дайте малышу две палочки или погремушки, которыми можно постукивать по столу. Ребенок будет с удовольствием стучать двумя руками.

Говорите в это время слова ритмичного стишка или потешки. Например:

Тили- бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.

Тук-тук, молотком,
Мы построим куклам дом.

Стихи для игр — показов игрушек с ребенком 7 месяцев.

Говорить тексты нужно как бы припевая, протягивая гласные звуки, ритмично, четко, внятно, в среднем темпе речи (не быстро)

Лошадка.

Я на лошади скачу,
Цок, цок, цок, цок!
Эх, садитесь, прокачу!
Цок, цок, цок, цок! (Т, Волгина).

Петушок.

— Кто проснулся рано? – Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!
Кто еще лежит там на боку?» (С. Прокофьева)

Погремушка.

Динь-динь, динь-динь-дооооон!
Всюду слышен перезвоооон!
Погремушечка, играй!
Нашу детку забавляй!

Барабан.

Любит барабанить,
Долго барабанить,
Долго барабааааанить,
Баааа-рааааа-баааан!

Кошка.

Киска к детям подошла,
Молочка просиииила.
Молочка просииииила,
МЯУ! Говорила.
Мяяяу, мяяяу, мяяяу (Н. Френкель).

Как у котика-кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глаааазки смеееелые!
Зууубки бееелые!

Зайчик.

Маленькие заааааиньки
Захотели бааааааиньки,
Захотели бааааа-иньки,
Потому что мааааааленьки!

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вооот – таааак, воооот-таааак,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Вооот-тааак, воооот-тааак,
Нужно лапочки погреть.

Бубен.

Поиграй нам, Аня, в бубен,
Мы в ладошки хлопать будем.
Поиграй нам, поиграй,
Маме бубен передай!

Собака.
Ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый его качает в ритм потешке и говорит:

Шла собака через мост,
Четыре лапки, пятый – хвост.
Если мост обваааааалится,
То собааааака сваааалится! (имитируем падение в ямку с колен)

Коза.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Кто кашу не ест,
Молока не пьет:
Забодаю, забодаю!

Голуби

Тииише, гуууули, не шумииите.
Мою деееетку не будиииите.
Не мешайте, гууууленьки,
Улетайте, гууууленьки!

Птичка.

Маааааленькая птииичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маааааленькой птичке
Зёрнышек я дам, дам, дам!
Села птичка на окошка,
Посиди еще немножко,
Подожди, не улетай,
Улетела, ай!

7 месяцев — уникальный период развития ребенка! Желаю Вам и Вашему малышу счастья, пусть он Вас радует! О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из следующих статей сайта «Родная тропинка».А в этом коротком 2-минутном видео в заключении статьи давайте вспомним все особенности развития малыша в 7 месяцев:



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка