Что такое Каратэ? Что такое современное карате.

Современное карате представляет собой неразрывный сплав четырех составляющих. Это:

Духовное и нравственное развитие,

Физическая культура и оздоровление,

Искусство самообороны.

Японцы обозначают слово «карате» тремя иероглифами. Каждый из них имеет глубокое значение. Иероглиф «кара» - это пустота, иероглиф «те» - рука. Особый философский смысл заключен в иероглифе «до», означающем путь.

Свое происхождение карате ведет от боевых искусств и военных традиций Древнего Востока, Индии, Китая и Японии. Считается, что древние боевые приемы Индии и Китая, попав на остров Окинава, получили там в Средние века стремительное развитие. На смену пяти китайским стилям (тигра, леопарда, дракона, журавля и змеи) пришли три окинавских стиля рукопашного боя: Сгорите, Томари-те и Наха-те.

Временем рождения известного нам карате следует считать начало 20-х годов прошлого века, когда японский мастер Гитин Фунакоши (1869–1957) провел публичное представление этого вида боевых искусств.

В настоящее время известно несколько десятков различных стилей карате, из которых пять считаются главными.

1. Годзю-рю (основатель Гоген Ямагути)

2. Кекусинкай (основатель Масутацу Ояма)

3. Ситорю (основатель Кэнва Мабуни)

4. Сётокан (основатель Гитин Фунакоши)

5. Вадо-рю (основатель Хиронори Оцука).

До настоящего времени сохраняется разделение на окинавские школы и японские стили. Несмотря на многообразие школ и стилей, у них гораздо больше общего, чем отличий. Именно многочисленность школ карате является сегодня гарантией сохранения и развития традиций этого вида боевых искусств.

Духовная и нравственная составляющие

В карате и других боевых искусствах всегда уделялось особое внимание духовному и нравственному развитию человека. Не зря считается, что в основу всех боевых искусств положена философия добра, мира и спокойствия. В традициях единоборств повсюду существовал строгий кодекс чести, нарушить который было величайшим позором.

Укрепляя тело, карате влияет и на сознание. Овладевая боевыми искусствами, человек обретает спокойствие, начинает трезво и рационально мыслить, ясно видеть суть вещей, становится менее агрессивен. Единоборства воспитывают характер, закаляют волю и ведут человека к дальнейшему самосовершенствованию. Вначале это происходит на подсознательном уровне, однако затем изменения быстро становятся видны окружающим.

Занятия единоборствами, как правило, приводят к достойному поведению в обществе, умению правильно держать себя в любых условиях и соблюдать этические нормы. Следует отметить и такую черту карате, как непременное уважение к старшим и наставникам.

У современного карате есть и еще одна особенность: занятия им не следует превращать в самоцель. Это всего лишь средство осуществления иных, больших задач и эффективный инструмент самосовершенствования. То, что человек получает от единоборств, должно быть не только направлено вовнутрь, но и оказаться полезным для всего общества.

Физическая культура и система оздоровления

Общепризнано, что одним из лучших способов продления жизни являются занятия восточными единоборствами.

Если раньше эти занятия просто увеличивали шансы в борьбе за выживание, то сегодня регулярная практика карате стала действенным способом укрепления физического и психического здоровья. Карате помогает развить четыре основных качества, присущих здоровому человеку:

Гибкость,

Крепость мышц,

Сбалансированное дыхание,

Четкая координация движений.

Для этой цели применяются уникальные упражнения, комплексы и методики.

В основу всей системы физического развития карате положен известный принцип контраста, борьбы и единства двух противоположных начал, знаменитых восточных «ян» и «инь». Это - чередование мягкого и жесткого, медленного и быстрого, слабого и сильного, спокойного и напряженного, интуитивного и рационального, пассивного и активного, внешнего и внутреннего.

Особый раздел в карате составляет искусство правильного дыхания. Такое дыхание продлевает жизнь, улучшает самочувствие, укрепляет нервы. И наоборот, неправильное дыхание приводит к болезням, стрессам, неконтролируемой агрессии. Дыхание бессознательно и естественно, однако на него можно влиять с помощью специальных упражнений и техник.

Когда вы волнуетесь, дыхание учащается. Но если вы научитесь управлять им, то возникнет обратная связь: вы всегда сможете успокоиться, погасить гнев, снять напряжение. Каждое упражнение в карате прежде всего дыхательное. Практикуя их, необходимо сознательно контролировать дыхание и вместе с тем позволять ему быть естественным. Результат обычно превосходит все ожидания.

В японском языке для обозначения жизненной силы и внутренней энергии человека используется понятие «ки». Регулярные занятия любым видом восточных единоборств помогают увеличить эту силу, но именно карате оказывается здесь наиболее эффективным. Кроме того, разработанные в карате методики и упражнения позволяют не только развивать выносливость, молниеносную реакцию и боевые навыки, но и сохранять все это долгое время, быть постоянно готовым к схватке.

Практиковать искусство карате можно ежедневно. И даже времени для этого нужно не так много. Возраст, квалификация, пол, состояние здоровья тут значения не имеют. Главное - неуклонное стремление совершенствоваться.

Карате как вид спорта

Современное карате - один из самых распространенных в мире видов спорта, которым занимаются миллионы людей.

Соревнования проводятся по различным правилам. Несмотря на разнообразие школ и стилей, у них много общего. Среди этого многообразия можно выделить несколько направлений.

В наши дни проводятся состязания:

По выполнению формальных упражнений - ката,

По разбиванию различных предметов - тамеше-вари,

По кобудо - упражнениям с древним окинавским холодным оружием.

К отдельным направлением спортивного карате относятся традиционные показательные выступления. В ходе таких выступлений иногда даже ставятся мировые рекорды - например, в тамешевари.

Выполнение ката

Все движения, входящие в ката и комплексы, строго регламентированы в последовательности, темпе, скорости выполнения. Включенные удары, блоки, перемещения строго обязательны. Соревнования по ката проводятся личные и командные (обычно три участника). Ката выполняются обязательные и по выбору, из заранее объявленного списка. Всего известно более 50 ката.

Качество выполнения ката оценивается в совокупности и по отдельным параметрам. Это точность, скорость, правильное распределение усилий, стабильное равновесие, концентрация внимания на воображаемом противнике, психологическая мобилизация, правильность стоек, верная последовательность движений, защит и ударов, правильное дыхание, а также - понимание внутреннего духа ката.

В командных соревнованиях по выполнению ката требуется соблюдение полной синхронности движений всех участников.

В большинстве школ имеется свой набор практикуемых ката. К наиболее известным и широко распространенным относятся следующие:

1. Ананку - «мир с юга».

2. Бассай-дай - «Взятие крепости».

3. Бассай-се.

4. Вансу - «Китайский военный посол».

5. Ванкан - «Царская корона».

6. Ганкаку - «Журавль на утесе».

7. Годзюсихо-дай - «Пятьдесят четыре шага».

8. Годзюсихо-се.

9. Джитте - «Десять рук».

11. Джион - «Звук храма».

12. Кайсикен-седан.

13. Кайсикен-нидан.

14. Канку-дай - «Созерцание небес».

15. Канку-се.

16. Курурунфа - «Прекратить разрушение».

17. Кусанку - «Китайский мастер».

18. Мейкье.

19. Найфанчин - «Удержание своей земли».

20. Нидзюсихо.

21. Нисэйси - «Двадцать четыре».

22. Пинан (Хейян) - «Спокойствие сознания».

23. Рохай - «Образ журавля».

24. Сайчин - «Три битвы».

25. Сайфа - «Ломаем и рвем».

26. Сей пай - «Восемнадцатый».

27. Сейсан - «Тринадцатый».

28. Сеинчин - «Дальняя прогулка завоевателя».

29. Сансэиру - «Тридцать шесть».

31. Сисотин - «Бой в четырех направлениях».

33. Сэйентин.

34. Супаримпей - «Сто восемь».

35. Тинто - «Китайский мастер единоборств».

36. Тинте - «Загадочная рука».

37. Тэнсе - «Смена рук».

38. Унсу - «Рука в облаке».

39. Хангецу (Сейсан) - «Полумесяц».

40. Энпи - «Полет ласточки».

Спортивный поединок, или кумите, - это возможность померяться силами, определить уровень мастерства. Сам термин состоит из слов куми - «встреча» и те - «рука». Спортивный поединок в карате регламентируется строгими правилами.

В спортивном карате используется несколько видов кумите:

Кихон или якусоку кумите - условная форма атаки и защиты;

Кумите на количество шагов и техник (санбон-кумите - на три шага, гохон-кумите - пять шагов);

Кихон иппон-кумите - полуусловный бой на один иппон (победу);

Дзю-кумите или шиай-кумите - свободный спарринг.

Соревнования по кумите проводятся согласно правилам себу-санбон (до трех иппонов или шести вазари) или себу-иппон (до одного иппона или двух вазари).

Критерии оценки в спортивном карате достаточно условны. Эффективной атакой - иппоном - считается разрешенный правилами точный, контролируемый удар рукой или ногой, условно нанесенный в зачетную зону тела противника. При этом судьи оценивают условное поражение противника с точки так, как если бы все происходило в действительности: после удара противник должен лишиться способности к дальнейшему сопротивлению.

Сегодня в спорте широко распространо полноконтактное карате, более известное как соревнования по карате «фул-контакт». Однако и здесь остается много условностей, применяется специальная защитная техника: перчатки, шлемы, накладки и иное защитное оборудование, что значительно ограничивает возможности применения реальных боевых приемов. «Фул-контакт» имеет много общего с кикбоксингом и фактически представляет собой европеизированный вариант карате.

В соревнованиях по спортивному карате могут вводиться дополнительные ограничения, например запрет наносить удары в голову. Иногда, наоборот, разрешаются удары ногами в нижнем уровне, подсечки и др. приемы.

Состязания в карате проводятся в весовых и возрастных категориях.

Тамешевари

Соревнования по разбиванию предметов, или тамешевари, предназначены для проверки физической силы, точности и скорости нанесения удара. Чаще всего для этого используются дюймовые доски, палки, кирпичи, черепица или ледяные глыбы.

Иногда соревнования по разбиванию предметов проводятся в качестве квалификационных состязаний, после выполнения которых участники допускаются к состязаниям по кумите.

Разбивание предметов может осуществляться ударами рук и ног, на месте, в движении и прыжке.

Состязания по кобудо очень похожи на соревнования по выполнению формальных упражнений - ката. Но выполняются они с различными видами холодного оружия, которые берут начало от традиционных орудий труда крестьян острова Окинава. В Древней Японии, Китае и некоторых других государствах простолюдинам запрещалось иметь оружие. Чтобы защищать себя, они были вынуждены учиться обороне с помощью подручных средств. Считается, что таким образом и зародились многие из восточных единоборств.

В кобудо практикуется использование следующих видов оружия:

Бо - шест длиной 182 см;

Нагината - разновидность алебарды;

Дзё - палка, посох (120 см);

Тонфа - ручка жернова;

Кама - серп;

Сай - короткий трезубец;

Нунчаки - видоизменённый цеп;

Ходзё - веревка;

Кусари - длинная цепь с грузами на концах;

Тэссен - веер;

Сюрикен - метательные звезды;

Тамбо - короткая палка, длинной в локоть.

В начале большинства соревнований по карате проводятся показательные выступления участников и организаторов. Демонстрируемые умения часто граничат со сверхъестественными способностями и достойны занесения в книгу рекордов Гиннесса.

Квалификационная система

По завершении каждого этапа обучения в спортивном карате проводятся экзамены по нескольким направлениям:

На знание базовой техники - кихон;

На правильность выполнения формальных технических комплексов - ката;

Спортивный поединок - кумите;

Разбивания предметов ударами рук, ног, головы - тамешевари.

Каждая школа или стиль современного карате использует собственные программы экзаменов.

Уровень подготовки в карате определяется системой кю и данов. Кю - ученическая степень, дан - мастерская. Всего насчитывается десять ученических и десять мастерских ступеней. Кроме того, в школе Дзёсиндо предусмотрена степень кандидата на первый дан. Им становится тот, кто сдал основные экзамены на степень первого дана. Он носит черный пояс без желтых полос. После сдачи дополнительного экзамена ему присваивается степень первого дана. Дополнительный экзамен проводится не ранее чем через полгода после сдачи.

10-й кю - белый пояс.

9-й кю - белый пояс (одна красная полоска).

8-й кю - белый пояс (две красные полоски).

7-й кю - белый пояс (три красные полоски).

6-й кю - синий пояс.

5-й кю - синий пояс (одна красная полоска).

4-й кю - зеленый пояс.

3-й кю - зеленый пояс (одна красная полоска).

2-й кю - коричневый пояс.

1-й кю - коричневый пояс (одна красная полоска).

1-й дан хо - кандидат на мастерскую степень (черный пояс).

С 1-го по 10-й дан черный пояс с желтыми полосками (количество желтых полосок соответствует степени дана).

Примечания:

В названиях ката, как правило, приводится имя создателя, место его рождения, отражается форма и стиль движений, просто указывается количество движений и т. д.

От англ. full - полный.

International Organization ofDzesindo - Международная организация Дзёсиндо.

Стоит разделять направления, стили и школы карате . Так есть спортивное, прикладное и традиционное направления карате. Стили карате возникать стали еще во времена появления карате в Японии. Так в 1930-х годах официально были зарегистрированы стили карате:

  • Сётокан, основатель Гитин Фунакоси
  • Годзю-рю, основатель Тёдзюн Мияги
  • Вадо-рю, основатель Хиронори Оцукой
  • Сито-рю, основатель Кэнва Мабуни
  • Сёрин-рю, основатель Сокон Мацумура
  • В 1950-е в противовес распространённому в то время спортивному бесконтактному каратэ появилось детище Масутацу Оямы - Кёкусинкай, жёсткий контактный стиль.
  • В 1970-х 80-х возник ещё один уникальный стиль - Ашихара каратэ, развившийся из кёкусинкай с добавлением бросковой техники и сабаки, основатель Хидеюки Ашихара
  • Оперативное карате , основатель КГБ СССР

Прикладное направление карате, созданное в конце 70-х. Имеет три основных школы или направления.

Возникают стили непрерывно, поскольку каждый выдающийся мастер привносит в стиль что-то своё, что зачастую приводит к созданию нового стиля. К тому же имели место случаи, когда тот или иной «мастер», пройдя одну из школ карате, откалывался от организации и создавал свой «стиль», на деле меняя лишь название. По этим и другим причинам различают более двухсот различных стилей и школ карате.

Сётокан

Сётокан (яп. сё:то:кан, буквально, «дом колышащихся сосен» или «зал сосны и моря»), один из основных стилей японского каратэ , разработанный выдающимся популяризатором и преподавателем карате Фунакоси Гитином (1868-1957) и получившим дальнейшее развитие благодаря его сыну Фунакоси Ёситака. Направление получило название «Сётокан» от литературного псевдонима Фунакоси - Сёто. На эмблеме стиля изображен тигр.

Фунакоси Гитин обучался двум популярным стилям окинавского тотэ: Сёрэй Рю и Сёрин Рю. Впоследствии он объединил и модифицировал эти два стиля. Следуя политической конъюктуре того времени Фунакоми изменил окинавские названия ката на японские. Претерпели некоторые изменения и сами ката. Сын основателя Сётокан-каратэ Фунакоси Ёситака (или Гиго) ввёл в технику каратэ удары ногами по верхнему уровню и соревновательную практику, отсутствовавшие в окинавском каратэ. Фунакоси Гитин большое внимание уделял ритуалу, строгому соблюдению норм и следованию установленным правилам. Это вместе с заменой окинавских терминов японскими и замалчиванием китайских корней каратэ имело целью сделать каратэ составной частью Будо, пронизанного японским национальным духом, основанного на самурайской культуре и традициях.

Под влияним основателя дзюдо мастера Дзигоро Кано Фунакоси ввёл новое название: каратэ-до - «Путь каратэ» и требовал отныне называть свой стиль именно так. Тем самым Фунакоси Гитин подчёркивал тот факт, что каратэ-до является не только боевым искусством, но и - по аналогии с дзюдо - системой физического и духовного воспитания. Именно поэтому Сётокан каратэ-до называют самым академическим стилем японского каратэ, несущим дух Будо, в отличие от модернистских стилей каратэ, появившихся в последнее время, возможно более практичных, но являющихся по сути всего лишь системами рукопашного боя.

Особенности стиля сётокан

Сётокан отличается линейными перемещениями и линейным приложением силы. Стойки низкие и широкие. Блоки жёсткие. Удары руками мощные и реверсивные с включением в удар бедра. Принцип иккэн-хисацу (одним ударом - наповал) является основополагающим в Сётокан карате-до. Программа Сётокан карате-до имеет 26 различных ката, принятых называть классическими, изучение и выполнение которых является важнейшей составляюшей тренинга.

Особенно серьёзное внимание уделяется:

  • выработке жёсткого баланса, общей устойчивости, что достигается длительной отработкой низких, глубоких стоек;
  • вращательным «щелчковым» движением бедер в горизонтальной плоскости, в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках;
  • своевременному и мгновенному включению всех групп мышц в конечной фазе удара, когда положительное ускорение мгновенно сменяется отрицательным (если это возвратное движение) или резкой остановкой, благодаря чему возникает импульс от удара или блока, или ударная волна, распространяющаяся вглубь поражаемой поверхности.

Градация поясов

В двадцатых годах XX века Фунакоси перенял систему ученических и мастерских степеней (кю и данов), разработанную основателем дзюдо Дзигоро Кано. Эта система использовала цветные пояса для обозначения степени мастерства занимающегося данным видом боевого искусства. Изначально каратэ имело только три цвета поясов: белый, коричневый и черный (как это принято и в настоящее время в японской системе поясов дзюдо).

В настоящее время многие школы используют систему степеней с различными цветами поясов. Наиболее распространена система, используемая Японской Ассоциация Каратэ (JKA) и большинством международных ассоциаций Сётокан:

  • 9-й кю - белый с чёрной нашивкой
  • 8-й кю - желтый
  • 7-й кю - оранжевый
  • 6-й кю - зеленый
  • 5-й кю - красный
  • 4-й кю - синий
  • 3-й кю - светло-коричневый
  • 2-й кю - коричневый
  • 1-й кю - темно-коричневый
  • 1-й дан и выше - чёрный

Годзю-рю

Годзю-рю - один из основных окинавских стилей каратэ , сочетающий комбинации твёрдой и мягкой техники. Основанная в 1920-х годах мастером Тёдзюном Мияги (1888-1953). Один из наиболее распространённых стилей каратэ, существующий в трёх основных вариантах - окинавском, японском и американском. Шеф-инструктором, хранителем традиций и ведущим представителем Международного Окинавского Годзю Рю является обладатель 10-го дана Морио Хигаонна.

Истоки стиля Годзю-Рю связаны, прежде всего, с именем Канрё Хигаонны, который был создателем и видным представителем окинавского стиля Наха-тэ. У Хигаонны обучался и будущий создатель Годзю-Рю Тёдзюн Мияги. В 1904 году Мияги вместе с Хигаонной отправился в Китай, где он попал в ту же школу, где ранее обучался сам Хигаонна. Во второй раз Мияги направился в Китай в 1915 году и пробыл там до 1917 года.

В 1928 году Тёдзюн Мияги, будучи уже руководителем «Ассоциации окинавского искусства каратэ», был приглашён в Японию Гогэном Ямагути. В Японии Мияги преподавал каратэ в различных университетах. В то время Мияги реформировал боевое искусство, которое он перенял от Хигаонны и назвал свой стиль «каратэ Годзю Рю».

Особенности Годзю-Рю.

Годзю-Рю через Мияги и Хигаонны перенял принципы жёстких систем южно-китайского ушу, сохранив в себе истинное искусство реального поединка.

Годзю-Рю является стилем, использующим внутреннюю энергетику человека. В основе карате Годзю-Рю лежит техника ближнего боя, что даёт возможность применять его в условиях ограниченного пространства (лифт, транспорт, толпа).

От современного спортивного карате отличается энергетической направленностью и высокой боевой эффективностью.

Вадо-Рю

Вадо-Рю (яп. вадо: рю:, «школа Пути гармонии») - один из четырёх крупнейших стилей японского каратэ-до . На эмблеме стиля изображен белый голубь, а над ним - фронтальное изображение сжатого кулака.

Создан в 1939 году Хиронори Оцукой (1892-1982), врачом по профессии. Хиронори Оцука долгое время изучал дзю-дзюцу сперва под руководством своего отца, а с 13 лет в школе дзю-дзюцу Синдо-Ёсин-рю. С 1922 года Оцука начал изучать каратэ Шотокан (Сётокан) под руководством Фунакоси Гитина (1869-1957), чьим помощником он стал три года спустя. Параллельно он стал учеником Мотобу Тёки (1871-1944), который, в отличие от сэнсэя Фунакоси, больше внимание уделявшего изучению «ката», основной акцент делал на кумитэ. Системы Фунакоси и Мотобу были полностью противоположны, вследствие чего Оцука постепенно пришел к идее создания собственной системы, на основе Мотобу-рю, Шотокан и Синдо-Ёсин-рю.

Основной особенностью стиля Вадо-рю является концепция ведения боя, во многом напоминающая принципы дзю-дзюцу. При взаимодействии с противником боец стремиться свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву её эффективность. По этой причине в Вадо-рю предпочтение отдается не жестким блокам, характерным для более жестких стилей (Сётокан, Сито-рю), а более экономным отводящим и протягивающим. Своеобразная техника блокирования ударов сочетается с таи-сабаки (иногда переводится как «управление телом») - перемещением корпуса и маневрированием, уводящим тело бойца с направления атаки противника и при этом оставляющего возможность для быстрой контратаки. Широко применяется вращательное движение корпусом, выполняемое при защите и для усиления атак. В целом, техника защиты в Вадо-рю сходна с «мягкой» техникой защиты в дзю-дзюцу. Ставка при этом делается на мгновенную мощную контратаку и использование слабости позиции противника, выполняющего/завершающего атакующее действие. Спарринг при этом изобилует большим количеством финтов и отвлекающих движений, провоцирующих противника на атаку и переход в невыгодную позицию.

Подобная техника требует от бойца высокой мобильности. По этой причине применяемые в Вадо-рю стойки как правило более высокие и подвижные, чем в большинстве стилей каратэ . В частности, в кокуцу-дати пятка передней ноги приподнята, вместо широкой киба-дати используется позиция найханти, часто задействованы нэко-аси-дати нескольких типов. Вадо-рю также характеризуется наличием бросков, подсечек, приёмов болевого контроля, которые были позаимствованы Оцукой из дзю-дзюцу. Захваты, подбивы и подсечки широко применяются в защите и при превентивных действиях.

Изучение формальных упражнений, базовой техники, связок, различные формы обусловленного спарринга и свободный бой (дзю-кумитэ) составляют основу тренинга системы Вадо-рю. Сам Оцука Хиронори придавал обусловленному и полуобусловенному спаррингу большое значение. В частности, серия из десяти упражнений стандартного якусоку-кумитэ (буквально «обусловленный спарринг») используется для развития навыков ухода корпусом и контратаки. Овладевшие базовой техникой ударов, блоков и перемещений ученики участвуют в парном упражнении ойо-кумитэ, в ходе которого атакующий участник несколько раз повторяет атакующее действие, а защищающийся участник отрабатывает различные варианты защитыи контратаки.

В Вадо-рю употребляется общепринятая международная терминология карате. Есть немногочисленные отличия в наименовании стандартных для каратэ ударов: так, боковой удар ребром стопы ёко-гэри именуется сокуто, а название ёко-гэри отдано видоизмененному прямому удару маэ-гэри, выполняемому не вперед, а в сторону.

Ката, изучаемые в Вадо-рю:

  • Пинан 1-5
  • Пассай
  • Найханти
  • Кусанку
  • Дзион
  • Вансу
  • Сэйсан
  • Чинто
  • Дзюттэ
  • Нисэйси
  • Рохай.

Сито-Рю

Сито-Рю - стиль каратэ , созданный Кэнвой Мабуни (1889-1952). Является одним из основных и старейших стилей каратэ . По сравнению с Сётокан, Сито-Рю несколько ближе к старым окинавским стилям, что можно видеть при сравнении ката окинавских и современных японских стилей.

Основатель стиля Сито-Рю Кэнва Мабуни был учеником двух выдающихся мастеров-патриархов каратэ - Итосу Ясуцунэ (1830-1915), мастера стиля Сюри-тэ, и Канрё Хигаонны (1852-1915), мастера Наха-тэ. Некоторое влияние на становление стиля оказала также школа Томари-тэ. Названии стиля Сито-Рю составлено из первых иероглифов имён Итосу и Хигаонна.

Кэнва Мабуни был одним из немногих людей, сумевших достичь мастерства сразу в двух основных стилях окинавского тотэ: Сюри-тэ и Наха-тэ. Уделяя большое внимание ката, он не пренебрегал также кихон, тамэсивари и кумитэ. Мабуни одним из первых ввёл поединки в защитном снаряжении для Кэндо.

Ката

Сито-Рю включает все 18 ката Сёрин-Рю, все 16 ката Сёрэй-Рю, ката китайского стиля «Белого журавля». Кроме того, в этот стиль входят ката, разработанные самим мастером Мабуни. В процессе тренировок разучиваются следующие ката: Пинан 1-5, Бассай-дай (Пассай), Бассай-сё, Годзюсихо (Усэйси), Косокун-дай (Кусянку), Сотин, Тинто, Тинтэй, Нисэйси (Нидзюсихо), Мацукадзэ, Унсу, Сантин, Тэнсё, Сайфа, Сэйэнтин, Сэйпай, Сэйсан, Супаримпэй и другие, а всего в стиле насчитывается более 50 ката, что больше, чем в любом другом.

Место Сито-Рю в комплексе основных стилей

Сито-Рю занимает промежуточное положение между такими основными стилями, как Сётокан и Годзю Рю. Сётокан, происходящий от Сёрин Рю (Сюри-тэ), использует длинные линейные стойки и физическую силу. Годзю Рю, происходящее от Сёрэй Рю (Наха-тэ и Томари-тэ), использует высокие и низкие стойки и силу внутреннего дыхания (жёсткая и мягкая техника). Сито Рю заимствовало принципы как Сёрин Рю, так и Сёрэй Рю. Стиль Сито Рю, несмотря на быстроту, полон силы и эстетики. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ (Найфантин, Бассай), жёсткие и мягкие ката Наха-тэ (Сантин, Сэйнтин) и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля» (Нипайпо, Пайпурен).

Основные принципы Сито-Рю

Тактические принципы боя Сито-Рю можно свести к следующим пунктам:

  • Быстрый уход шагом в сторону или разворотом с линии атаки противника.
  • Мягкое блокирование, перенаправление движения противника круговой или отводящей защитой.
  • Жёсткое блокирование с неожиданным и максимальным высвобождением силы.
  • Использование встречных ударов, защита нападением.
  • Мгновенный вход в поражаемое пространство и немедленный выход оттуда в безопасную зону после удара.

Кёкусинкай

Кёкусинкай (яп. «общество высшей истины») или Кёкусин (яп. «высшая истина») - стиль карате , основанный Масутацу Оямой в 1950-х годах. Кёкусинкай считается одной из самых трудных и жёстких разновидностей карате.

Стиль Кёкусинкай был создан в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу «карате без контакта». Демонстрируя миру мощь реального карате , Кёкусинкай постепенно завоевал популярность во многих странах, а позже лёг в основу ряда других контактных стилей карате.

Для основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл всей его подвижнической жизни заключался в возрождении карате как воинского искусства. Провозглашая идеал Будо-карате, Ояма решительно отделял всю систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя воинской традиции Востока и духу Бусидо. Однако возрождение карате как искусства Будо сочеталось с массовой его пропагандой как «карате для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии.

«Сильнейшее карате» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Кёкусинкай претендовали на статус «Олимпийских игр в карате». Развитие стиля Кёкусинкай во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, спортивными единоборствами и далёкими от воспитания воинов методиками спортивной подготовки.

За полвека существования карате Кёкусинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив и целеполагание, и ориентацию, и систему подготовки бойцов. Следствием этих изменений явились стремительное развитие этого вида спорта и впечатляющие спортивные достижения.

Карате Кёкусинкай - чрезвычайно зрелищный вид спорта. Спортивные поединки (кумитэ) проводятся в полный контакт без защитного снаряжения (шлемов, перчаток, протекторов). Единственное ограничение - запрет ударов в голову руками. Полноконтактные бои, насыщенные высокими ударами ногами и мощными ударами руками, неизменно привлекают на соревнования по Карате Кёкусинкай большое число зрителей.

Система степеней

Как в большинстве воинских искусств Японии в Кёкусинкай различают ученические (кю) и мастерские (даны) степени. В Кёкусинкай десять кю (10-й кю является самым младшим, 1-й - старшим) и 10 (1-й дан - младший, 10-й - старший, которым может обладать только 1 человек ). Каждой степени соответствует пояс определённого цвета с одной или несколькими поперечными полосками (либо без таковых), нашитыми на правый конец пояса. Традиционно, данам соответствует чёрный пояс. На чёрный пояс нашиваются жёлтые (золотые) полоски, число которых соответствует дану (с первого по девятый). Десятому дану соответствует красный пояс .

Система цветности ученических поясов (кю) значитительно отличается от системы цветности поясов в других боевых искусств и имеет более глубокое значение, чем простой переход от светлого цвета к более тёмному при увеличении степени. Цвета поясов кю объединены в пять групп, имеющих один цвет, причём на пояс, соответствующий более старшему кю, нашивается полоска цвета более старшей группы (исключение - пояс 1-го кю имеет жёлтую полоску).

Ниже приводится система цветности ученических поясов с описанием смысла цвета.

  • 10-9 кю (Белый) - чистота и незнание
  • 8 кю (Синий) - цвет неба при восходе Солнца
  • 7 кю (Синий с желтой полоской)
  • 6 кю (Жёлтый) - восход Солнца
  • 5 кю (Жёлтый с зелёной полоской)
  • 4 кю (Зелёный) - распустившийся цветок
  • 3 кю (Зелёный с коричневой полоской)
  • 2 кю (Коричневый) - зрелость
  • 1 кю (Коричневый с золотой полоской)
  • 1-9 дан (Чёрный) - мудрость

Экзамены

Для присвоения ученических и мастерских степеней претенденты должны сдать экзамены, включающие тесты на знание базовой техники, ката, упражнения на силу и выносливость, кумитэ, тамэсивари. В устной форме может спрашиваться знание теории и философии карате .

Для сдачи экзамена на ту или иную степень претендент обязан выполнить также и требования на все предыдущие степени. Так, претенденту на 6-й кю нужно продемонстрировать знание техники, ката и теории с 10-го по 6-й кю.

Претендент, успешно сдавший все тесты, получает сертификат с указанием защищённой степени, запись в будо-паспорте и право носить пояс соответствующего цвета.

Существуют минимальные временные интервалы между экзаменами, различающиеся в разных федерациях. Для получения старших степеней эти интервалы больше, чем для получения младших. Как правило, на младшие ученические степени допускается проводить экзамены каждые три месяца.

В разных федерациях и школах Кёкусинкай экзаменационные требования на различные степени различаются, часто - значительно, поэтому степени, присвоенные в одной федерации, могут не признаваться в других федерациях.

Ученические и мастерские степени присваиваются пожизненно. Лишение степени может быть связано лишь с тяжёлым дисциплинарным проступком.

Одним из высших достижений и самым сложным экзаменом в Кёкусинкай считается прохождение теста 100 боёв - хякунин-кумитэ . Единственным россиянином, прошедшим этот тест является Артур Оганесян.

Номенклатура

  • Кохай - младший
  • Сэмпай - старший
  • Сэнсэй - учитель (мастер, обладающий 3-4 даном; в исключительных случаях - также 1-2 даны)
  • Сихан - мастер с 5-7 даном
  • Ханси - мастер с 8-9 даном
  • Кантё - мастер-наставник всей организации
  • Сосай - шеф, директор всей организации.

Общие термины

  • Кумитэ - «встреча рук», спарринг
  • Иппон-кумитэ - учебный спарринг на один шаг
  • Санбон-кумитэ - учебный спарринг на три шага
  • Додзё - «место, где ищется путь», тренировочный зал
  • Ката - «форма», технический комплекс
  • Киай - крик, сопровождающий сконцентрированный удар
  • Кихон - базовая техника
  • Оби - пояс
  • Рэй - поклон

Ката

В карате Кёкусинкай изучаются следующие ката:

  • Тайкёку 1, 2, 3 - созданы Гитином Фунакоси в 1940-х годах для обучения новичков
  • Пинан 1, 2, 3, 4, 5 - созданы Анко Итосу путём упрощения более сложных китайских форм
  • Цуки-но(Ката)
  • Гэкусай-сё
  • Гэкусай-дай
  • Сайха (сайфа)
  • Сантин
  • Канку-дай
  • Тайкёку 1, 2, 3-ура
  • Пинан 1, 2, 3, 4, 5-ура

Форма одежды

Стилем Кёкусинкай, как и многими другими видами восточных единоборств, занимаются в кимоно, состоящим из штанов и куртки свободного покроя и пояса. Используется кимоно только белого цвета, а цвет пояса должен соответствовать степени занимающегося. Кимоно для Кёкусинкай несколько отличается от традиционного, имея более короткие рукава - примерно до локтей или чуть ниже. Такой покрой часто называют покрой-Ояма, он так же характерен для стилей, произошедших от Кёкусинкай (Асихара-каратэ, Ояма-каратэ).

Кимоно и пояс имеют нашивки, определяемые конкретной федерацией и школой. Но, как правило, для всех школ характерна нашивка в виде каллиграфии «Кёкусинкай» на левой стороне груди.

Асихара-карате

Асихара-карате - контактный стиль каратэ , основанный кантё Хидэюки Асихарой в 1980 году, развивавшийся под его руководством до его смерти в 1995. Официальное название его организации New International Karate Organization (NIKO) - Ashihara Karate Kaikan (по-японски: Shin Kokusai Karate do Renmei Ashihara Kai Kan).

Этот стиль частично основан на Кёкусинкай и техниках дзюдо, которые изучал Хидэюки Асихара, а также на оригинальных техниках и приёмах, которые он сам разработал и преподавал своим ученикам. Стиль позиционируется как очень практичный и известен тяжёлыми тренировками.

Ядром техники этого стиля является принцип Сабаки . Наряду с техниками различных школ Будо в различных сочетаниях этот принцип даёт занимающемуся сильное, быстрое оружие и внутреннюю собранность.

Степени и пояса

10-й кю - белый пояс с одной синей полоской 9-й кю - белый пояс с двумя синими полосками

8, 7-й кю - синий пояс 6, 5-й кю - жёлтый пояс 4, 3-й кю - зелёный пояс 2, 1-й кю - коричневый пояс

Мастерским степеням (данам) соответствуют чёрные пояса. В Асихара-каратэ используется система из четырёх данов в Японии и из шести данов в Европе.

В Хомбу очень ревностно относятся к уровню чёрных поясов. За 15 лет в России обладателями 4-го дана стали только два человека (В. Куршин и В. Рыжков). Да и в самой Японии по свидетельству Кантё имеется шесть мастеров 4-го дана.

Сабаки (яп. «быстрое решение») - концепция, созданная мастером каратэ кантё Хидэюки Асихарой для выработки более эффективной тактики ведения боя. В этом принципе карате были сформированы 3 основных пункта:

1. Подготовка и использование 4-х боевых позиций, представленных круговым символом Асихара-карате
2. Оценка и использование дистанции в бою
3. Максимальная подвижность и скорость выполнения боевых упражнений.

Эти три составляющие гарантируют быстрый исход сражения и в отличие от тактики Кёкусинкай предполагают круговой тип передвижения, характерный для айкидо. Таким образом, передвижение в Асихара каратэ представляет собой в большинстве случаев не прямые на/от противника, а нырки, уходы с линии атаки с одновременным движением вдоль линии атаки. При таком передвижении попасть в человека прямыми ударами очень сложно. Третий пункт предполагает быстрое ведение боя и его концовку. Сабаки реализован в стиле с включением борцовской техники, поэтому окончание боя становится одинаково возможно реализовать как на средней и дальней дистанциях, так и на ближней.

  • Перейти в раздел на сайте

Карате (каратэ) возникло на острове Окинава в XIV веке как система самообороны. Дословно переводится как "китайская рука" . Позже переименовалось в "пустая рука". Звучание одинаковае, написание разное. Это написание придумал в 1929 году Фунакоси Гитин . Под этим переводом оно и стало распространяться по всему миру.

Сегодня карате известно как система защиты и нападения без оружия. Отличительной особенностью этого искусства является применение ударной техники. Непосредственный контакт между бойцами сведен к минимуму, а упор сделан на нанесение точных ударов руками и ногами в жизненно важные точки противника.

Раньше карате имело вид отдельных, семейных школ, каждая из которых имела свою особенность и, в основном, не выходила за пределы семьи. В период с 14 по 17 вв. на Окинаве дважды вводился запрет на ношение оружия, что послужило причиной создания системы рукопашного боя, которая дает возможность противостоять вооруженному противнику.

В конце XIX века, когда Окинава стала префектурой Японии, врачи обратили внимание, что ряд призывников с Окинавы отличается отменным здоровьем. В связи с этим оно было включено в программу обучения Окинавских школ. После этого карате перестало быть достоянием отдельных кланов и постепенно начало завоевывать Японию.

Бурный расцвет карате приходится на двадцатые годы 20-го века. Тогда мастер с Окинавы Мотобу Тёки победил в публичном бою западного боксера. Продвижению карате очень сильно способствовал и Фунакоси Гитин . Фунакоси читал лекции в университетах, организовывал группы обучения, демонстрировал приемы и возможности карате, а в 1936 году открыл школу, которая получила название Сётокан ("дом сосен и волн").

В 1945 году Япония потерпела поражение во 2-й Мировой войне, где она выступала на стороне Германии. После этого американские оккупационные власти запретили все виды боевых искусств, кроме карате, которое они считали разновидностью китайской гимнастики. Это позволило создать в 1948 году Японскую ассоциацию карате (JKA). Ее возглавил все тот же Фунакоси. С этого момента карате стало развиваться как вид спорта и как система самозащиты. Так как базовое карате требует долгих лет подготовки и обучения, появились новые, требующие менее длительного изучения, стили карате. Они считаются западными.

В настоящее время известно более 200 стилей и школ карате. Наиболее старейшие из стилей:

  • Сётокан - создатель Гитин Фунакоси (1868–1957)
  • Годзю-рю - создатель Тёдзюн Мияги (1888–1953)
  • Вадо-рю - создатель Хироноро Оцука (1892–1982)
  • Сито-рю - создатель Кенва Мабуни (1893–1957)
  • Кёкусинкай - создатель Масутацу Ояма (1923-1994)

Карате развивается по трем направлениям: спортивное, прикладное и традиционное. Что касается школ, то каждый мастер преподает по своему, то есть делает упор на что-то свое, поэтому школ великое множество.

В тренировках карате есть три основные составляющие:

  • Кихон - отработка приемов многократным повторением.
  • Ката - комплексы сложных движений, имитирующие приемы.
  • Кумитэ - работа с партнером, спарринг.

Соревнования в карате проводятся по двум независимым зачетам: ката и кумитэ. Ранги делятся так же, как и в остальных японских единоборствах, но отличаются цветом поясов. Белый пояс - новичок, черный пояс - 1-ый дан.

В России карате до 1978 года существовало в виде самодеятельных секций и клубов. В декабре 1978 была создана Федерация карате СССР. Но с 1984 по 1989 карате было запрещено. Сейчас карате в России представлено множеством стилей и федераций, которые плотно сотрудничают с международными огранизациями.

Карате является одним из кандидатов на включение в программу Олимпийских игр, но высокий травматизм и наличие множества стилей и организаций (см. Википедия - карате), не стремящихся унифицироваться, являются серьезным препятствием к этому.

Современное японское каратэ на самом деле пришло с Окинавы, с этого крупнейшего острова архипелага Рюкю. В 1606 г. Окинава была захвачена японским князем Симадзу Иэсиха. Данную операцию осуществили 3 тысячи самураев клана Симадзу на 100 кораблях. Окинава превратилась в протекторат Японской империи; ее население было обложено поборами и подвергалось жестокой дискриминации со стороны захватчиков.

Так как в столкновениях с самураями жителям Окинавы приходилось иметь дело с достаточно опытными воинами, то крестьяне вынуждены были культивировать собственные боевые искусства. Годы упорных тренировок не проходили зря, превращая руки и ноги в смертельное оружие страшной разрушающей силы. Особый упор делался на закалку рук и ног, так как пробить панцирь или расколоть самурайский шлем могла лишь поистине стальная рука.

В основном использовались старые китайские рецепты, хотя к ним было добавлено много чего нового. Так, укрепляя пальцы, ученик насыпал ведро фасоли и начинал методично, по нескольку тысяч раз в день тыкать в это ведро сомкнутыми и разомкнутыми пальцами, пока из-под ногтей не брызгала кровь.Он должен был продолжать упражнения, невзирая на боль, в течении недель и месяцев, пока кончики пальцев не утрачивали чувствительность. Одновременно следовало увеличивать силу удара, чтобы в конце концов протыкать всю массу фасоли до конца. Точно такая же процедура выполнялась последовательно с песком, мелкой галькой, гравием, а иногда еще и со свинцовыми шариками. После нескольких лет усердных тренировок не стоило большого труда ударом пробить конское брюхо или бычий бок и вынуть внутренности.

Кулак закалялся вначале на простой макиваре - плотно перевитом снопе соломы окинавского изобретения. Макивара крепилась к амортизирующему шесту или доске и служила для отработки точности ударов, но также и для набивки рук и ног. Рекомендовалось также поочередно макать кулаки в кипяток и ледяную воду. На лоне природой естественной макиварой служили молодые деревья, пружинящие при ударе. Подобной закалке подвергались ноги, а отчасти и голова. По последним данным, сила удара кулака в карате достигает 700 килограммов, а удара ноги - свыше 1 тонны. Отсюда берет начало и укоренившаяся в карате практика тамэси-вари - проб на разбивание твердых предметов.
К 19 в. на Окинаве существовало 3 основных стиля окинава-тэ - Шури-тэ, Наха-тэ, Томари-тэ, названные так по местности, в которой они практиковались.
Шури-тэ, в основе которого были "северные" стили у-шу, известно тем, что оно послужило базой для создания крупнейшей современной школы каратэ Шотокан. Основатель этой школы каратэ - Гичин Фунакоши учился у двух известных мастеров Шури-тэ - Итосу Анко(1830-1915) и Азато Пейчина(1827-1906).Другой ученик Итосу Анко - Мабуни Кенва (1889-1952), используя технику Наха-тэ и Шури-тэ, создал стиль Шито-рю. Ученик Гичина Фунакоши - Хиронори Оцука (1892-1982) основал стиль Вадо-рю.

"Южные" стили у-шу стали оcновой для стиля Наха-тэ. Характреными чертами для этого направления являются работа руками согласно стилю Тан-лун("Богомол") и Винчун, устойчивая стойка, нанесение ударов ногами только снизу по дуге, громкое брюшное дыхание. Из этой школы впоследствии вышли такие известные мастера каратэ, как Чодзюн Мияги (1888-1953) - основатель стиля Годзю-рю и создатель большого направления каратэ киокушин-кай - Масутацу Ояма.

Все эти стили и направления появились в 30-е годы нашего столетия, а до 1921 года в Японии вообще никто не знал слова "каратэ". Тoлько в 1921 году во время фестиваля боевых искусств, проходившего в Токио, впервые в Японии было продемонстрировано окинава-тэ. Показывал этот вид единоборства асм Гичин Фунакоши. Успех превзошел все ожидания. Легендарный создатель Кодокана("академии дзюдо") Дзигаро Кано пригласил безвестного до того времени школьного учителя с Окинавы дать несколько уроков в Кодокане. Через 10 лет каратэ-дзюдзюцу ("искусство китайской руки") было включено в программу физического воспитания всех университетов Японии. В 1936 г. Фунакоши открыл школу Шотокан, ставшую за полвека своего существования крупнейшей школой каратэ в мире.

Основные стили каратэ

Серин-рю - окинавский стиль, стойки более высокие, чем это свойственно японскому каратэ. Удары ногами наносятся не выше пояса, т.к. инструктора этой школы считают высокие удары опасными для атакующего из за потери устойчивости и риска получить удар в пах. Обязательное изучение боя с применением холодного оружия: сай, тонфа, нунчакм и т.д.

Исшин-рю.
Основатель Тадзуо Симабуку (1905 - 1975) начал изучать каратэ в 1914 году. Свой стиль создал в 1954 году. Этот стиль создан на базе Серин-рю и Годжиу-рю. Сперва он не нашел поклонников: но со временем американские солдаты и моряки, служившие на базе в Окинаве, из-за близости школы стали активно посещать тренировки. Последствием стало широкое распространение этого стиля в США. Исшин-рю использует типичные окинавские стойки, но в качестве основного удара кулаком использует "уракен", блокирует мускульной стороной предплечья. Поклонники этой школы утверждают, что это более эффективный способ атаки и защиты. Удары вообще-то наносятся ниже пояса, но тe школы в США, которые участвуют в соревнованиях, используют часто и удары ногами в голову.

Годзю-рю.
Основатель Гичин Мияги (188cS-1963) изучал каратэ с 1902 года. В 1915 и 1917гг. посещал Китай. Начал преподавать каратэ в 1917 году в Наха (Окинава). В 1929 году Мияги решил назвать свой стиль Годжю-рю, что означает "мягкий-твердый". Атакующие движения называются го (твердый) и проводятся по прямой линии, в то время, как защитные движения джи (мягкие) совершаются по окружности. Основные стопки: "Санчин" и "Неко аши".

Годзю-рю не нацелена на соревновательную, спортивную сторону, но ее япоская разновидность Годжю-кай, которая восприняла многое от япоских стилей, нацелена на спарринг.

Очень большое влияние уделяется физичсской подготовке, особенно развитию хвата кисти, т. к. стиль обладает большим набором техники бросков и захватов. Свободный спарринг разрешает атаки в пах и борьбу лежа. Из всех стилей Годжю-рю наименее затронут спортивным, соревновательным аспектом и поэтому не очень популярен в своем первоначальном, чистом виде. В США, например, много школ, базирующихся на Годжю-рю, но он сильно видоизменен в угоду спортивным соревнованиям.

Уэши-рю.
Основатель Кабун Уэши (1877 - 1945) изучал боевые стили в Китае в 1897 - 1910 годах у известного мастера ЧоуДзе-хо (1874 - 1926), который был знаменит как своей "железной ладонью", так и как мастер "тигриного стиля", а также как каллиграф, к которому обращались в важных случаях.

После 13 лет обучения вернулся на Окинаву, женился и жил как фермер. Он не обучал никого каратэ. Только в 1924 году, переехав в Вакаяму, он начал обучать молодого окинавца. Позже количество учеников возросло.

Его сын, Канн Уэшц, стал главой школы. Характерны сильные удары ногами; последователи этой школы например, наносят удары пальцами ног. В последнее время наблюдается уклон в сторону спарринговой техники. Традиционалисты считают участие в соревнованиях шагом назад, по их представлениям основа Уэши-рю - это совершенствование техники выполнения ката, т. к. Кабун Уэши неоднократно говорил: "Сэнчин - это все".

Сетокан
-
один из самых популярных стилей каратэ. Основатель сетокана - Гичин Фунакоши изучал каратэ на Окинаве у Итоси и Хигаона. В 1922 году был приглашен из Окинавы в Японию для демонстрации техники каратэ. Первоначальный стиль был сильно похож на окинавский. Наибольший вклад в самостоятельность стиля был сделан сыном Фунакоши - Гико Фунакоши, который привнес новые идеи и довольно сильно видоизменил технику. Стиль характерен своими устойчивыми стойками и мощными, энергичными движениями, очень динамичен. Хотя в сетокан большое внимание уделяется ката, необходимо отметить, что в этих ката многие движения (действия) имеют эстетическую цель, потеряв свое функциональное действие.

Вообще, что касается современных ката (после 1927г.), то с целью придания им эстетически красивых перемещений они утратили свое первоначальное значение. Те, кто хочет учить ката с целью самообороны, должны обраться к старым ката.

Сетокан в Японии получил распространение после войны. Наибольший вклад в распостранение стиля внесли старшие ученики Фунакоши - Накаяма, Обата и Егами. Они организовали японскую ассоциацию каратэ.

После смерти Фунакоши (1957г.) многие инструктора вышли из ассоциации, образовав организацию Сетокан. Они заявили, что спарринг и жесткие методы обучения противоречат моральным принципам Г. Фунакоши.

Японская ассоциация каратэ под руководством Накаямы подготовила группу профессиональных инструкторов, которые, начав обучение этого стиля в разных странах, способствовали его популярности. Деятельность ассоциации резко подняла технический уровень каратэ.
Достаточно сказать, что когда Фунакоши прибыл в Японию, он мог демонстрировать из ката только "кушанку" (канку-дай). Он не знал пять Пипан (Хейан) ката, т. к. его учитель Итоси создал их уже после его отъезда.

Посетив Кодокан, Фукоши был изумлен интенсивностью тренировок дзюдоистов. Ничего подобного он на Окинаве не видел!
Тренировки по сетокану имеют четко продуманную структуру: первый период - это изучение базовой техники, где большое внимание уделяется развитию устойчивости тела в стойках и передвижениях. Изучаются досконально 5 ката Хейан, а так же Текки Шодан.

После третьего киу (коричневый пояс) тренировка сконцентрирована на развитии умения выполнения технических действий в комбинациях, атак же тренируется полувольный спарринг, продолжается изучение ката Бассай-дай, Емпи, Канку-дай и др. После получения первого дана продолжается совершенствование в вольном спарринге и изучаются ката. В сетокане огромное значение уделяется изучению базовой техники.

Вадо-рю
- "путь гармонии" - был основан Хиронори Отзукой, одним из старших учеников Фунакоши. Отзука (родился в 1892г.) изучать боевые единоборства начал с детства. Он тренировался и Шинто-Йошин-рю джиу-джитсу с 13 лет. Наряду с техникой броской и захватов, он изучал специальную систему атеми (удары руками и ногами по жизненно важным точкам тела).

В 1921 году в возрасте 29 лет он стал главой этой школы. Когда Фунакошн в 1929 году начал обучение, Отзука стал одним из первых его учеников. Так как он был мастером уже я своем стиле, у него не заняло много времени изучить карать.
Отзука всегда проявлял интерес к кумитэ (спарринг), но не любил ката. Он был одним из тех мастеров боевого единоборства, которые и стоят у истоков современного спарринга.

В 1934г. он основал свой собственный стиль, где наряду с окинавским каратэ он использовал и свои познания в джиу джитсу. В его стиле используются болевые захваты за кисть руки, броски, техника ухода от ударов.

Это был первый современный стиль каратэ. Стиль включает также девять боевых ката, но сердцем стиля является восемь предварительных методов спарринга.

Стойки в вадо-рю выше, чем в сетокане. Упор сделан не на устойчивость в стойке, а на мобильность в передвижениях. Вадо рю оказал большое влияние на технику ведения спарринга, особенно это касается употребления маваши-гери.

В 1982 году Отзука умер. Вадо-рю сейчас организовано как сеть ассоциаций. Ката видоизменились в сторону сетокановской традиции.

Сито-рю
основан Кенва Мабуни (1893 - 1956) и является сейчас одним из основных стилей, практикуемых в Японии. Мабуни изучал каратэ на Окинаве у Итоси и Хиагоны. Следуя примеру Фунакоши, он начал обучать каратэ в Японии в 1929 году. Свою школу открыл в 1934г. в Осаке.

Из всех японских и окинавских стилей последователи сито-рю изучают наибольшее количество ката, включая все ката Итоси и Хигасна, все ката серин-рю, Сетокана и Годжи-рю, а также, которые создал Мабуни. Около пятидесяти ката!, базовая техника напоминает Сетокан.
После смерти Мабуни школа распалась на независимые группы и ассоциации.

Киокушинкай (Кекусинкай)
.
Оснoватель М.Ояма, кореец по происхождению, родился в 1923 году. Этот стиль наиболее известен в мире. Он изучал китайские и корейские стили боевых единоборств перед тем, как уехал и Японию. Здесь ои непродолжительное время занимался у Гичина Фунакоши и Годжю-рю у корейского инструктора Пейчи Со.

Ояма был недоволен эффективностью боевых систем, которыми он занимался. Он удалился в горы, где сам интенсивно тренировался на протяжении полутора лет. Позже он совершил турне по США, где он проводил спарринг с боксерами, профессиональными борцами и просто уличными бойцами, не удовлетворяясь этим, он выступал в качестве своеобразного тореадора в бое с быками, убив троих и поломав рога остальным. Начал обучать каратэ в 1946 году, свою собственную систему создал в 1956 году.

Киокушинкай означает "предельно правдивый стиль". Упор делается больше на боевую эффективность, чем на оздоровительный аспект или развитие моральных качеств.
Сперва Ойама включал ката из сетокана и годжю-рю. Но в 60-х - 70-х годах роль ката упала и техника, а также методы тренировок стали напоминать тайский бокс.Соревнуются по правилам, которые ввел Ойама: Удары кулаком в лицо не наносятся, в пах не наносятся, суставы не атакуются.

Не все инструкторы согласились с Ойамой, с их точки зрения, стиль стал превращаться в тип "кикбоксинга".
Сам же Ойама говорил о вырождении японских и окинавских стилей каратэ, называя их "каратэ-дансинг".
В 50-х годах М.Ояма не раз бросал вызов на поединок ведущим инструкторам каратэ, правда, на вызов никто не осмеливался ответить.

Тренировка по коукушинкаю суровая и требует высокого уровня физической подготовки. Развитие боевого духа поощряется и часто экзаменуется. Один из наиболее суровых экзаменов называется "100 кумитэ", это означает, что надо провести 100 боев против большого круга соперников.

Для киокушинкая характерно структурное единство, редко когда группы инструкторов выходят из Федерации, образуя независимые клубы или ассоциации.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка