Александра Трусова: «В фигурном катании больше всего люблю прыжки. Рязанка Саша Трусова, единственная в мире фигуристка, исполняющая четверной сальхов: Фигурное катание я полюбила в Рязани

Рассказала о том, как учила прыжки в четыре оборота.

Все говорят о твоих четверных, в интернете везде видео с твоей программой. Но ты выглядишь совершенно спокойной.

Да. Я старалась на тренировках. На тренировках прыжки получались чисто, и бывало, даже лучше. Но это соревнования, поэтому на чемпионате мира четверные были не такие хорошие, как хотелось бы.

- Четверной сальхов был просто шикарный.

Тоже можно было лучше. Сальхов - да. Но тулуп четверной точно можно было лучше.

- Когда ты начала учить четверные прыжки?

Я начинала учить аксель в три с половиной оборота. В первый раз попробовала его давно, когда мне было лет, 10 у другого тренера. Но тогда аксель не получился. Потом я перешла к Этери Георгиевне Тутберидзе. Полгода покаталась, и мы попробовали снова тройной аксель. Он не пошел. Тогда переключились на четверной сальхов. И я его прыгнула в апреле прошлого года. Четверной тулуп начала учить после юниорского финала , в декабре.

- Тренеры предложили тебе попробовать четверной сальхов?

Да, потому что я думала, что сначала нужно выучить тройной аксель, потом четверной сальхов… По очереди. А они сказали, что можно пробовать сразу сальхов, потому что тройной сальхов у меня очень высокий, не в длину, а в высоту.

- Прыжки учила сначала на удочке?

Аксель часто прыгала на удочке, а сальхов не часто. Сначала четверной сальхов несколько раз на удочке попробовала, потом решила так зайти. Нормально получалось. Просто прыгала, прыгала. Штаны надевала специальные, чтобы не больно падать было. Прыгнула, в первый раз получилось, второй… И пошло.

- Кажется, что все так легко и просто.

Нет, это же было долго. Соревнования заканчиваются, и начинаешь учить новые прыжки в конце сезона. Программы в это время не катаешь, и есть возможность что-то новое учить. Еще перед Новым годом время есть, можно этим заниматься.

На финале Гран-при ты сказала, что хочешь, помимо сальхова, выучить еще четверной тулуп. Сказала и сделала. Тулуп легче дался?

Сальхов и тулуп - похожи. Просто сальхов прыгаешь с ребра, а тулуп с зубца. Сальхов для меня удобнее. Но Даниил Маркович Глейхенгауз (хореограф группы Тутберидзе - прим..

Ты делаешь какие-то специальные упражнения для крутки прыжков, чтобы они были такие высокие? Или это, так сказать, природные данные?

Кручусь я вообще-то не очень быстро. У меня группировка идет за счет высоты прыжка. А прыгаю я так высоко, наверное, от природы. Но если тренировать прыжки каждый день, то у любого получится. Просто надо идти, делать и не боятся.

Я просто очень хотела это сделать. И не боялась пробовать. Если чего-то очень хотеть, то всего можно добиться.

- Фигурное катание - это не только прыжки.

- Ты любишь прыжки?

Больше всего люблю прыжки. Но если бы не было всего остального, то было бы легко.

- А как другие элементы, хореография, скольжение… Тебе это нравится?

У нас всегда перед тренировкой раскатка, в конце тренировки делаем вращения, дорожки… Мне интересно, когда программы ставят. Музыку для программ я сама не ищу. Это выбор тренеров. Я слушаю разную музыку, но я бы не хотела кататься под ту, что слушаю. Не знаю, почему. Наверное, чтобы отделить личную жизнь и фигурное катание, - рассказала Трусова.

Рязанка Александра Трусова заняла первое место в финале юниорской серии Гран-при по фигурному катанию в Японии. Спортсменка по итогам короткой и произвольной программ набрала 205,61 балла. При этом сумма баллов за короткую программу у 13-летней Саши — 73,25 — стала рекордной в мировой юниорской серии.
В произвольной программе Трусова использовала свой козырь: каскад из тройного лутца и тройного риттбергера, который из-за сложности не прыгает никто из юниоров, и четверной сальхов, который спортсменка, к сожалению, исполнила с падением. Также были выполнены вращения 4-го уровня, дорожки, каскад из тройного лутца и тройного тулупа, каскад из тройного флипа, двойного тулупа и двойного тулупа, тройной флип, тройной сальхов, двойной аксель. Таким образом, даже несмотря на падение, Саша за произвольную программу получила 132,96 балла, набрав в общей сложности 205,61 балл и заняв первое место в финале юниорского Гран-при. Второй стала Алёна Косторная (204,58), третье место заняла Анастасия Тараканова (199,64). Дарья Паненкова (191,16) и София Самодурова (187,74) стали пятой и шестой соответственно.
Сальхов в четыре оборота Александра Трусова намерена выполнить на следующих стартах. Об этом юная спортсменка рассказала журналистам после выступления. Впервые Трусова исполнила четверной сальхов в августе этого года на этапе юниорского Гран-при в австралийском Брисбене. До этого на официальных стартах среди женщин его исполняла японка Мики Андо в финале юниорской серии Гран-при сезона-2002/03.
— Я расстроилась из-за четверного, но довольна победой. Значит, постараюсь сделать четверной сальхов на следующих соревнованиях, — рассказала Трусова. — Ещё я учу тройной аксель и четверной тулуп, но пока они не получаются.
На вопрос журналистов, кто для спортсменки является идеалом фигурного катания, Трусова сказала, что это Евгения Медведева, которая подарила своей младшей коллеге мягкую игрушку.
— Мне очень понравилось здесь выступать, очень хорошая публика, мне аплодировали и в короткой, и в произвольной программе, — призналась Саша.
— На тренировке Саша всех удивляла, исполняла каскад из шести тройных прыжков, четверной сальхов без ошибок. Переусердствовала. Но главное — победа, а это всё она учтёт. Искренне рад за Александру, — прокомментировал итоги соревнований генеральный директор АМК «Рязанский», депутат областной Думы, член фракции «Единая Россия» Станислав Подоль, который на протяжении нескольких лет оказывает юниорке поддержку.

До победы в финале Гран-при Александра Трусова успешно выступила на двух предыдущих этапах в Белоруссии и Австралии. В настоящее время Александру тренирует России Этери Тутберидзе, в числе воспитанников которой олимпийская чемпионка Юлия Липницкая и Евгения Медведева.

Юниорский чемпионат мира по фигурному катанию, завершившийся в Софии, уже вошел в историю. Девять из 12 возможных медалей завоевали российские спортсмены. А юная ученица Александра Трусова сделала два чистых прыжка в четыре оборота. Никому в женском катании такого еще не удавалось. 13-летняя фигуристка получила невероятную техническую оценку, которая не под силу многим мужчинам. Как такое оказалось возможным?

ЗАПРЕДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Если бы Александра Трусова выступала не среди юниорок, а среди юниоров, она бы стала второй. При этом у юниоров на один элемент больше. Только один этот факт поможет понять, на каком запредельном уровне сложности откатала юная россиянка. Впрочем, через два-три года это будет совершенно обычный уровень. Но пока он все же запредельный.

Даже во взрослых турнирах до сих пор выступают одиночники, которым не под силу сделать даже один прыжок в четыре оборота. Например, Адам Риппон из США, Миша Ге из Узбекистана. Да много примеров, на самом деле. В 2010-м Эван Лайсачек без четверных прыжков стал олимпийским чемпионом, победив в Ванкувере .

Но Трусова за технику набрала такую сумму, которая не покорилась и многим одиночникам, исполняющим по несколько прыжков в четыре оборота.

92 БАЛЛА ЗА ТЕХНИКУ

Что сделала Трусова в Софии? Она прыгнула четверные сальхов и тулуп, во второй половине программы сделала три подряд каскада из двух тройных прыжков, в том числе и "загитовский" лутц-риттбергер (и практически с теми же надбавками, что у олимпийской чемпионки), а также отличные одиночные лутц в три оборота и двойной аксель. Все это - за три минуты и тридцать секунд, включая вращения и дорожку шагов. 92,35 - оценка Александры за технику.

У в командном турнире Олимпиады было 83,06, у чемпиона мира среди юниоров Алексея Ерохова (тоже ученика Тутберидзе) - 85,36. Даже в произвольной программе на Олимпиаде набрал меньше! Что сделал Коляда в Пхенчхане? Хотя, в случае с Михаилом надо говорить о том, что он не сделал. Он не сделал тройной аксель, прыгнув вместо этого одинарный, и вместо тройного риттбергера сделал двойной. А также упал с четверного лутца и тройного акселя. Он получил 91,62 балла за технику.

ВРЕМЯ ДЛЯ ПРОГРЕССА

У мужчин-одиночников на один прыжковый элемент больше, есть хореографическая дорожка шагов и программа длится четыре минуты и тридцать секунд. И Трусова со своей юниорской программой набрала больше по технике. Это ей еще судьи довольно серьезно придерживают компоненты. При историческом прокате и сложнейших прыжках владение коньком ей ставят менее восьми баллов - это просто смешно.

Александра еще год будет выступать по юниоркам, а во взрослое катание придет с сезона 2019/2020. У нее начнется период взросления, и многие юные фигуристки проходили через него с огромным трудом. Тут многое зависит от работы в тандеме - тренер/спортсмен. Для успешного тандема нет ничего невозможно. А полтора года - достаточный срок, чтобы пополнить список сложнейших прыжков, наприме, тройным акселем.

Многие поклонники спорта и даже люди далёкие от него любят смотреть соревнования по фигурному катанию. И это неудивительно, ведь наряду, например, с синхронным плаванием, фигурное катание - своеобразное искусство в спорте. Однако у судей, которые оценивают выступления фигуристов, несколько другие задачи. Они следят за исполнением сложных элементов, синхронностью и многим другим, после чего выставляют оценки. Как и за что судьи оценивают фигуристов - в нашем материале.

До недавнего времени в фигурном катании действовала шестибалльная система оценок выступлений, которую теперь называют «старой системой». Новая система под названием NJS впервые была опробована в 2005 году и с тех пор является основной для судей на всех официальных соревнованиях по фигурному катанию.

Как и кто оценивает элементы в фигурном катании

В составе судейского комплекса есть группа специалистов, которые определяют, какие технические элементы выполнил спортсмен в ходе своего выступления. Баллы за исполнение этих элементов начисляют, ориентируясь на таблицу их «стоимости». В этих таблицах чётко указано, сколько баллов спортсмен получает за исполнение каждого элемента, который присутствовал в его программе. Кроме этого в задачу специалистов входит выявление всех ошибок, которые допустил фигурист во время исполнения того или иного элемента. Среди самых распространённых отмечаемых ошибок: падения, заходы на прыжки с неверного ребра, в парном катании - рассинхрон при прыжке с разных ног партнёров.

Необычные связки элементов или движения, которые входят в программу фигуриста, вознаграждаются судьями с помощью бонусных коэффициентов. Так, по решению технического специалиста, спортсмен за всю программу может единоразово получить два дополнительных балла. В произвольной программе одиночного катания оценка для всех прыжков, исполненных во второй половине программы, умножается на коэффициент, равный 1,1. Это правило существует потому, что во второй половине программы исполнять сложные фигурные элементы сложнее, чем в первой, так как у спортсмена остаётся меньше сил и концентрации.

Как оценивают качество выполненных элементов

Помимо описанных в предыдущем блоке технических специалистов, отвечающих за оценку элементов программы, существует также другая группа судей. Они в свою очередь выставляют оценки за их качество. В зависимости от того, насколько качественно был выполнен тот или иной элемент программы, группа этих судей может как отнять, так и добавить три балла от «табличной» стоимости элемента. Сложность работы этих судей определяется по количеству разнообразных факторов, которые они учитывают при оценке выступления спортсмена:

– прыжки: высота, амплитуда, техника, чистота приземления;

– каскад: сложность прыжков и качество исполнения каждого;

– вращения и тодесы: количество оборотов, положение корпуса фигуристов при исполнении того или иного элемента;

– дорожки шагов: ритмичность, разнообразие, лёгкость.

Если подводить черту, то за выполнение требований фигуристы получают +3 балла к «табличной» стоимости элемента, а за ошибки и падения при их исполнении -3 балла.

Как оценивают различные компоненты программы

Компоненты программы каждого фигуриста группа судей оценивают по 10-балльной шкале. Всего они оценивают пять компонентов как в короткой, так и в произвольной программах. В эти компоненты входят:

базовый уровень катания;

– связующие элементы программы;

– представление элементов (способности фигуристов демонстрироваться красивые линии и осанку во время исполнения элементов);

– хореографию;

– интерпретацию (использование тела и элементов для выражения настроения и передачи музыкального характера).

Каждый из пяти компонентов катания оценивается судьями по шкале от 0,25 до 10 баллов. Откровенно слабым выступлением считается то, которое оценили ниже чем на 3 балла, а оценка от 9 до 10 означает идеальное выступление.

Если углубляться в арифметические трудности оценок, то для каждого из пяти компонентов отбрасывается лучшая и худшая оценки. Из оставшихся высчитываю среднее арифметическое и округляют до двух знаков. Полученные цифры умножаются на установленные для уровня каждого соревнования коэффициенты и суммируются. В результате суммирования получаются очки за общее впечатление. Коэффициенты подбираются так, чтобы элементы и компоненты давали примерно одинаковое количество очков. У женщин и пар коэффициент 0,8 для короткой программы и 1,6 для произвольной. У мужчин - 1,0 и 2,0 соответственно.

Как «штрафуют» фигуристов за ошибки в катании

За каждую ошибку, допущенную фигуристом в ходе программы, судьи отнимают баллы. Так, в случае допущения ошибок судьями применяются следующие штрафы:

– падение: -1 балл;

– лишние или недостающие 5 секунд выступления: -1 балл;

– использование музыки со словами: -1 балл (кроме танцев на льду);

– использование запрещённых элементов: -2 балла за каждый;

– использование посторонних предметов или костюм не по правилам (например, слишком откровенный): -1 балл;

– перерыв в программе по вине фигуриста или его экипировки: -5 баллов.

Итоговым результатом спортсмена считается сумма баллов за два выступления: короткую и произвольную программы.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка