Дерзкие новички бросают вызов титанам

,23 сентября 2016

Пока подавляющее большинство считает беспилотные машины научной фантастикой, далёким будущим или вообще про них не слышало, в этой сфере уже формируется рынок, конкуренция и что-то уже даже выглядит устаревшим.

Начать стоит с того факта, что сегодня над беспилотными технологиями работает 30 серьёзных компаний в разных странах мира.

Сделал первые практические шаги и начал общественную дискуссию на эту тему Google ещё в 2007 году. С тех пор в процесс включились крупные автопроизводители, производители автомобильного оборудования (например, Delphi), крупные ИТ-компании типа Apple, а также небольшие стартапы.

В общих чертах, можно выделить несколько основных стратегий поведения игроков. Google всё делает сам: долго, дорого, с размахом. Apple как обычно — в сверхсекретном режиме. Традиционные автопроизводители — долго и очень-очень осторожно: несмотря на то, что у них горадо больше опыта и основные технологии давно есть, они не готовы подвергать риску основной бизнес из-за экспериментов с роботами. Tesla — быстро и смело, осознанно беря на себя риск первопроходца. Особняком стоит Uber, который мощно инвестирует в беспилотное направление, предполагая, что в будущем это станет его основной бизнес-моделью супердешёвых поездок.

А ещё есть стартапы. Маленькие молодые компании, взявшиеся ниоткуда. Казалось бы, ну куда им тягаться с гигантами? Ответ в том, что размер и есть их главное преимущество: недостаток ресурсов и опыта предполагает единственный сценарий — делать всё очень быстро, оптимизировать и упрощать, находить нестандартные решения.

Есть ли истории успеха? Одна уже есть. Основанная в 2013 году компания Cruise привлекла меньше $20 миллионов венчурного финансирования, собрала команду из нескольких десятков талантливых разработчиков и за пару лет создала работающие прототипы систем, позволяющие обычной машине ездить самостоятельно. В начале этого года была куплена General Motors за примерно миллиард долларов.

Второй интересный стартап называется Comma ("запятая" — англ), амбиции которого ещё круче. Я давно хотел про него написать, но всё не было повода. Повод подвернулся — сегодня утром я встретил их машину живьём. Вот она:

Цель, которую ставит перед собой Comma, поражает своей наглостью: обскакать всех и предложить на рынке технологию, превращающую любой (!) современный автомобиль с АБС и электроусилителем руля в беспилотный за $1000. Либо как предустанавливаемый на заводе, либо как набор, который можно установить чуть ли не самостоятельно.

Основатель Comma — Джордж Хоц (George Hotz) — широко известный в узких кругах хакер. Именно он в своё время первым взломал iPhone, убрав привязку к единственному тогда оператору AT&T. Тогда ему было 17 лет. Крутой чувак, в общем.

Comma заявляет, что создаст комплект оборудования и софта, который будет лучше и дешевле, чем то, что есть сейчас на рынке. Главный конкурент — израильская компания Mobileye, технологии которой сейчас использует Tesla для своего Автопилота, а также BMW, Ford и другие.

Хоц считает, что израильтяне устарели — и в "железе", и тем более в софте. За прошедшие несколько лет индустрия ушла сильно вперёд — в Comma используют самые современные алгоритмы искусственного интеллекта и машинного обучения вкупе с мощнейшими графическими чипами (GPU) вместо обычных процессоров.

Подход полностью хакерский: только имеющиеся на рынке сенсоры и аппаратура, быстрый код, быстрые итерации. Много изоленты и много кофе. В плане "зрения" ничего принципиально нового — 6 камер, ультразвуковые датчики и панорамный лазерный радар (LIDAR).

Comma привлекла какое-то относительно небольшое количество денег от известных в Долине инвесторов и работа кипит.

Джордж Хоц не стесняется в выражениях, объявляя всех тугодумами и проедателями денег, которые ничего особо не добились. Comma обещает уже в конце этого года выпустить готовый продукт, который можно будет купить. Невероятно.

Источник: https://www.drive2.ru



Поделиться: