Разработанное аспирантом ТПУ устройство позволит предприятиям потреблять до 15% меньше электроэнергии

,24 августа 2016

Аспирант кафедры промышленной и медицинской электроники Томского политехнического университета Роман Горбунов разработал устройство, способное перевести двигатель в энергоэффективный режим работы - оно позволяет двигателю потреблять на 15 % меньше электроэнергии.

Устройством уже заинтересовались несколько крупных промышленных компаний.

Основной элемент устройства - это электронный преобразователь переменного напряжения. Устройство выполнено по уникальной схеме, получившей соответствующий патент. Оно предназначено для асинхронных двигателей - это широко распространенный тип двигателей, которые используются, например, в системах вентиляции, в насосах, на конвейерах.

Подобные устройства сегодня существуют на рынке. Однако они или неэффективны или слишком высоки в цене.

«Энергоэффективность - это общее и довольно комплексное понятие. В данном случае речь идет о двух показателях - коэффициенте полезного действия (КПД) и коэффициенте мощности. Нам удается поднять коэффициент мощности двигателя с 0,5 до 0,9, тогда как 1 - это максимум. Более того, устройство доводит до максимума - до 1 - коэффициент мощности всей системы. Это принципиально важная особенность, так как большинство аналогов, увеличивая коэффициент мощности двигателя, уменьшают этот показатель для системы в целом. По сути они бесполезны. А те аналоги, что справляются со своей задачей, стоят очень дорого», - поясняет Роман Горбунов.

Сейчас у разработчика уже готов экспериментальный вариант устройства, который находится в Новоуральском технологическом институте НИЯУ МИФИ. Здесь проходит экспериментальная часть проекта. Устройство является универсальным для асинхронных двигателей и его можно легко подключить, например, к уже собранной вентиляционной системе.

«Наше устройство позволяет добиться большей экономии электроэнергии, чем при использовании устройств-аналогов, не ухудшая при этом работу другого электрооборудования и без негативного влияния на сам двигатель. Оно располагается между питающей сетью и самим двигателем, у него совершенно стандартные входы, поэтому проблем с подключением нет. Плюс, помимо функции энергосбережения, оно еще и “приглядывает” за двигателем: проводит диагностику и может отключить его в случае, например, заклинивания или перегрева. По себестоимости наше устройство пока на уровне аналогов, но зато эффективность в разы выше», - говорит разработчик.

Интерес к проекту уже выразили несколько крупных предприятий, таких как ЗАО «ЭРАСИБ», специализирующихся на разработке и производстве систем управления электроприводами.

«Еще одно такое предприятие - это Уральский электрохимический комбинат, крупное предприятие по обогащению урана. На комбинате десятки цехов, везде своя вентиляция, насосы и так далее. Если учесть, что устройство позволяет достигнуть сокращения потребления активной мощности двигателем на 5-15% и уменьшить циркуляцию реактивной мощности до 50%, то экономический эффект на таком большом предприятии будет внушительным. В целом на предприятии оно поможет уменьшить потребление электроэнергии до 15%», - добавляет Роман Горбунов.

Источник: http://www.km.ru/science-tech




Поделиться: