Альтернативные источники энергии как основные конкуренты нефти

,11 сентября 2015

Нефть – важнейший энергетический ресурс в мире и сместить ее с этой позиции может только нечто действительно особое. Альтернативный источник энергии должен обладать двумя обязательными свойствами: экономической привлекательностью и достаточным объемом запасов. И такой источник уже найден.

Нефтяной конкурент

В 1990г. 1 баррель нефти Brent стоил $20 за баррель. Сегодня его цена составляет примерно $50/баррель. Благодаря такому росту за прошедшие годы был достигнут средний годовой прирост в 6%. Именно повышение стоимости нефти в 2,5 раза и стало основой развития и благоденствия российской экономики в этот период.

При этом многие специалисты утверждают, что оптимальная стоимость барреля нефти – 70-90 долларов/баррель. Только при таких расценках становится рентабельной добыча так называемых «маржинальных баррелей» (тяжелой или глубоководной нефти). И только при этом сойдется баланс рыночного спроса и предложения.

При этом любые колебания спроса/предложения и провоцируемые ими колебания цен повышают интерес к альтернативным энергетическим технологиям. И стимулирует изобретательность человека. Альтернативная энергетика давно перестала быть уделом энтузиастов и превратилась в серьезный рынок с миллиардным оборотом.

Ведь сегодня существуют вполне реальные «конкуренты», которым вполне по силам сдвинуть нефть с занимаемых ею позиций. Это – солнечная и ветряная энергии.

Стоимость генерации ветряной энергии составляет 0,04долларов за 1кВт/ч, солнечной – 0,06 долларов за 1кВт/ч. Эти цены (приведены без учета субсидий) позволяют возобновляемой энергии повсеместно конкурировать с газовой генераций. К примеру, из введенных в США за полгода генерирующих станций две трети работают от солнца и ветра. Более того, новая энергетическая политика руководства страны подразумевает активное развитие и внедрение альтернативной энергетики.

В европейских странах, зависящих от импортируемого российского газа (цена на который вдвое больше), сторонников новых видов топлива еще больше.

Срок службы – 10 лет

Энергии, излучаемой Солнцем за один час, мировой экономике хватило бы на целый год. При этом, в отличие от прочих ресурсов, гелиоэнергия неисчерпаема. Неисчерпаема и ветровая энергия. Их единственный недостаток -зависимость от погоды. Именно поэтому альтернативные источники еще не вытеснили полностью привычные ресурсы

Чтобы увеличить надежность солнечных и ветровых установок, сделать их независимыми от природных факторов, их дополняют электробатареями или емкостями для накопления энергии. В результате они сравниваются с традиционными энергоисточниками по рентабельности.

Компания Tesla предлагает одно из самых практичных и экономически выгодных решений. Это – электробатареи стоимостью 250 долларов за 1кВт/ч заявленной мощности. Батареи предназначены для промышленных установок и имеют гарантию 10 лет.

Расчеты показывают, что при каждодневной работе себестоимость хранения 1кВт/ч составляет 0,068 доллара. Таким образом, при сохранении половины вырабатываемой энергии (если другая половина будет сразу же расходоваться потребителями) добавка к итоговой цене электричества составит 0,024$ за кВт/ч. При этом учитывается 30%-процентное снижение стоимости самих батарей после запуска фабрики по их изготовлению.

По словам генерального директора Tesla, Илона Маска, разработка пользуется колоссальным спросом, а проблема «капризности» альтернативной энергии решена.

Гибридные автомобили – наше будущее

Автомобильная индустрия сложнее воспринимает новые веяния. Так, в 2012г. компанией Tesla был представлен электромобиль «Модель С», который стал мировой сенсацией в год премьеры. Технически он стал удачным примером внедрения альтернативных энергоресурсов, но в экономическом плане проект провалился. Связано это с тем, что стоимость самого электромобиля ощутимо превышает выгоду от перехода на новое топливо.

Экономически рентабельный электромобиль не создан до сих пор. Но уже появились иные технические решения, в частности – гибридные автомобили (PHEV). Они используют и классическое топливо, и в то же время оснащены аккумуляторами для подзарядки от электросети. Такие машины вполне могут снизить значимость нефти для автомобильной промышленности, поскольку требуют в 3-4 раза меньше привычного топлива, чем обычные модели.

В результате сложился целый ряд предпосылок для постепенной смены мирового автопарка:

  • Экономическая целесообразность покупки гибридной модели;
  • Дальнейшее падение стоимости гибридов с учетом удешевления батарей накопления энергии;
  • Экологическая чистота гибридов и связанная с этим государственная поддержка.

Если в ближайшие четверть века не появится рентабельный электромобиль, мировой автопарк вполне может полностью перейти на PHEV-машины. При этом тотальное снижение потребления нефти начнется задолго до завершения перехода.

Внедрение альтернативной энергии по значимости сравнимо с предыдущими трансформациями мировой энергосистемы. Так, 150 лет назад уголь вытеснил древесину, а примерно 50 лет спустя его, в свою очередь, сменили нефть и природный газ.

Переходные процессы в обоих случаях длились порядка 45лет, причем толчком к переменам послужили не проблемы с используемыми ресурсами, а появление новых технологий. На сегодняшний день сложились все предпосылки для новой трансформации энергетической отрасли.

Финал нефтяного века

Себестоимость добычи барреля нефти очень сильно разнится от региона к региону. Связано это с неравномерностью залегания нефтеносных горизонтов. В результате ценообразующей на рынке является дорогая нефть, а владельцы дешевой – получают нефтяную ренту. Но с альтернативной энергетикой такой принцип распределения не работает.

Отрасли, основанные на внедрении технологий, а не использовании ресурсов, становятся все более массовыми. То, что раньше могли себе позволить единицы, сегодня доступно миллионам. Так и рыночная стоимость барреля перестает зависеть от труднодобываемой нефти. Начинает снижаться абсолютный спрос, и страны-нефтепроизводители пытаются компенсировать потери, отстаивая свои сегменты рынка. В результате они еще больше снижают цену за баррель.

Как сказал когда-то Ахмед Заки Ямани, «каменный век завершился не потому, что в мире кончились камни». Точно также и «нефтяной век» подойдет к концу вовсе не из-за выработки всех мировых запасов.

Поделиться: