Первый самолет на водородном топливе поднялся в воздух

,13 февраля 2016

В Великобритании (г.Аргайл) состоялся первый полет беспилотного самолета, который полностью работает на твердотельном водороде. Аппарат находился в воздухе 10мин. Испытания проходили на территории Ассоциации морских наук Шотландии.

В качестве топлива беспилотник использует водородные гранулы, в качестве выхлопа выбрасывается только водяной пар. По словам разработчиков, если подобную технологию удастся в будущем внедрить и на коммерческих самолетах, их полет станет гораздо чище. Более того, это поможет снизить и общий вес конструкции.

Как говорит Фил Андерсон (Шотландская Ассоциация морских наук), идея создать БПЛА на твердом водороде лежала на поверхности, но вот осуществить ее оказалось не так легко.

Эксплуатационные характеристики работающих на водороде машин ощутимо превосходят аналогичные показатели электромобилей. Именно поэтому данную технологию стали активно внедрять в летную сферу. Ранее в качестве топлива использовался жидкий водород, который приходилось хранить в огромных резервуарах при сверхнизких температурах. Подобное решение было представлено, в частности, Airbus(проект Cryoplane). Однако громоздкость топливных хранилищ превышала практическую пользу водородного топлива. Сжатый водородный газ также оказался малопрактичным.

Принципиально иное решение было предложено фирмой CellaEnergy из Великобритании. В качестве топливного элемента применяется картридж с твердыми гранулами водорода. Площадь каждой гранулы – 1см2, всего их размещается 100 штук.

Для производства гранул используется химическое соединение, получаемое при аккуратном нагреве водородного потока. В двигателе дрона установлен топливный модуль, в котором газ преобразуется в электроэнергию. Также в состав смеси входит полимер, который не дает первоначальному составу расплавиться и облегчает выделение водорода при небольших температурах.

Высота тестового полета БПЛА составила 80м, длительность – 10мин. При этом Андерсон отметил, что на борту не было никаких запасов топлива. В противном случае время полета могло составить 2ч.

Такой водородный беспилотник вполне может стать идеальным аппаратом для мониторинга окружающей среды и микроклимата регионов. Поэтому исследователи под руководством Андерсона намерены использовать его в североатлантических и арктических областях. Дальность действия аппарата превышает возможности дронов с питанием от батарей, при этом абсолютно не загрязняет среду. Это особенно актуально для исследований остаточных загрязнений.

Кроме того, у беспилотника отсутствуют подвижные элементы (за исключением пропеллера), поэтому у него не обледенеет карбюратор, как у бензиновых аппаратов. Для экстремально холодных регионов это особенно важно.

Твердотопливная водородная технология имеет перспективу развития и вне сферы БПЛА. Ее вполне можно реализовывать в городских автомобилях и коммерческой авиации.

Cella Energy уже начала сотрудничество с авиационной компанией Safran (Франция). В рамках партнерства производятся дополнительные топливные модули для получения электричества на другие бортовые нужды (к примеру, освещение салонов самолета).

Теги: Водород
Поделиться: